Лейпциг

ЛЕ́ЙПЦИГ, город в Саксонии (Восточная Германия). Первое упоминание о пребывании евреев в Лейпциге относится к концу 12 в. Организованная еврейская община с синагогой и школой существовала в Лейпциге со второй четверти 12 в. Известно, что в 1268 г. по просьбе купцов-евреев базарный день в Лейпциге был перенесен с субботы на пятницу. Община Лейпцига погибла во время эпидемии чумы (см. «Чёрная смерть»), но уже в документах 1364 г. упоминается еврейский квартал, имевший свои ворота.

После изгнания евреев из Саксонии (1430) за ними осталось право три раза в год посещать лейпцигские ярмарки, успех которых зависел от их участия (между 1668 г. и 1764 г. ярмарки посетили 82 тыс. евреев); благодаря евреям Лейпциг вырос в международный центр пушной торговли. Однако в самом городе евреям было запрещено открывать магазины, устраивать общественные богослужения и устраивать похороны. В 1710 г. право постоянного проживания в Лейпциге получил от курфюрста Саксонии поставщик саксонского монетного двора Т. Леви из Гамбурга. К концу 18 в. в Лейпциге поселились около 50 еврейских купцов; курфюрст Саксонии отклонил просьбу городского совета изгнать евреев из Лейпцига.

Начиная с 17 в. в типографиях Лейпцига, принадлежавших неевреям, печатались еврейские книги на иврите (см. Книгопечатание). В 1815 г. в Лейпциге было открыто еврейское кладбище. С 1837 г. в Лейпциге существовала организованная еврейская община с молельней и проповедниками. В Лейпциге жили основатели движения реформизма в иудаизме: Л. Цунц, И. Н. Манхеймер (1793–1865), И. Л. Ауэрбах (1791–1853) и А. Еллинек, в 1845 г. основавший здесь реформистскую синагогу (сожжена нацистами в «Хрустальную ночь»). В Лейпциге состоялся первый съезд реформистских общин Германии, по инициативе евреев города учредивший Объединение еврейских общин Германии, которое возглавили руководители общины М. Конер (1818–77) и Я. Наход (1814–82).

В 1838 г. евреи Лейпцига получили гражданские права. После отмены всех ограничений (1868/9) еврейское население Лейпцига значительно увеличилось за счет эмигрантов из Галиции и России, организовавших в 1901 г. ортодоксальную общину с синагогой.

В 1905 г. в Лейпциге проживали 7676 евреев, в 1937 г. — 9000 евреев. Среди известных раввинов Лейпцига — исследователь средневековой литературы и библиограф Н. Поргес (1848–1924; реформистский раввин в 1888–1917 гг.); один из основателей Сионистской федерации Германии и движения Мизрахи Н. А. Нобель (1871–1922; ортодоксальный раввин в 1902–1905 гг.).

После прихода к власти нацистов, изгнания из Лейпцига евреев, уроженцев Польши (1938), и эмиграции община сократилась до 2000 человек (к началу 1942 г.), по распоряжению властей сконцентрированных в отдельном квартале. Более половины из них были вскоре депортированы в Ригу, Белжец, Терезиенштадт (см. Терезин). Еврейская община Лейпцига насчитывала в 1968 г. — 110, в 1976 г. — 79 членов, однако многие евреи не являются членами общины. В 1985 г. христианско-еврейская организация Церковь и иудаизм провела в Лейпциге международную конференцию, посвященную 50-й годовщине принятия расистских Нюрнбергских законов.

После объединения Германии в октябре 1990 г. в Лейпциге поселилось большое число евреев – выходцев из СССР и республик, образовавшихся после его распада. Уже в конце 1980-х гг. в Лейпциге функционировали синагога и небольшой общинный центр. В 1994 г. в еврейской общине Лейпцига было зарегистрировано 200 человек, в 1998 г. — более 250.

В Лейпциге, как и в других городах, ранее входивших в состав ГДР, не существовала система воспитания антинацистских взглядов, кроме того, в городе высок уровень безработицы, на этом фоне наблюдается подъем ксенофобии и антисемитизма, что выразилось в пронацистских демонстрациях, осквернении еврейских кладбищ и общественных зданий, нападениях на евреев и на иностранных рабочих.

В декабре 2001 г. в Лейпциге был открыт мемориальный музей, посвященный 90 тысячам узников концентрационного лагеря, работавших на заводах по выпуску вооружения во время Второй мировой войны.

Смотрите также

Леви Ицхак

Левин Виктор

Лод

Лозинский Самуил

Люблин