Лод

ЛОД (לוֹד), город в центре области Шфела (около 15 км к юго-востоку от Тель-Авива). Впервые упоминается в списке ханаанских городов (15 в. до н. э.), покоренных фараоном Тутмосом III. Город, очевидно, долго оставался разрушенным и был отстроен (возможно, лишь при Иошияху в 7 в. до н. э.) семейством Шемера из клана Элпа‘ал, колена Биньямина (I Хр. 8:12); упоминается также в списке городов, заново отстроенных потомками Биньямина, вернувшимися из пленения вавилонского (Эз. 2:33; Нех. 7:37 и 11:35).

В 145 г. до н. э. Лод (в эллинистических источниках Лидда; I Макк. 11:34) был включен во владения царства Хасмонеев, стал центром топархии и городом с еврейским населением. Как пишет Иосиф Флавий, Юлий Цезарь утвердил евреям Лода их привилегии (Древ. 14:208). В 43 г. до н. э. римский наместник в Сирии Кассий продал население Лода в рабство за неуплату налогов (Древ. 14:275). В начале Иудейской войны I, в 66 г. н. э., другой римский наместник в Сирии Цестий Галл по пути в Иерусалим сжег Лод и учинил резню среди его еврейских жителей. Веспасиан разместил в Лоде римский гарнизон и позволил сдавшимся ему евреям поселиться в городе, который стали тогда заселять самаритяне и первые христиане (Деян. 9:32–35).

Лод переживал расцвет в период между Иудейской войной I и восстанием Бар-Кохбы, был крупным центром торговли, ремесел и еврейской учености. Здесь заседал так называемый малый Синедрион и жили таннаи рабби Эли‘эзер бен Гиркан, рабби Тарфон, рабби Акива, Иехошуа бен Леви, рабби Эл‘азар ха-Каппар, рабби Аха бен Нахман и другие. В Талмуде (Тосеф. Шви 96) местоположение Лода определено как граница Шфелы и прибрежной долины.

После подавления восстания Бар-Кохбы Адриан заселил Лод неевреями, но в городе оставалось еще значительное еврейское население, и туда тайно съезжались еврейские законоучители. При императоре Септимии Севере (около 200 г. н. э.) положение евреев несколько улучшилось. Тогда Лод был назван Диосполисом, это название встречается на монетах местной чеканки и на карте из Медвы. Евреи Лода жестоко поплатились за участие в восстании против императора Галла в 351 г.

В византийский период Лод был населен христианами и самаритянами и был центром епархии. Несмотря на упадок, переживаемый еврейской общиной, там сохранилась талмудическая ученость; так, Иероним учился пониманию книги Иов у еврея из Лода. Христиане называли Лод Георгиополисом, так как, согласно христианской традиции, здесь похоронен святой Георгий (Победоносец; позднее — святой покровитель России и Грузии).

После завоевания страны арабами в 636 г. Лод (по-арабски ал-Лид) стал административным центром провинции ал-Фаластын; в 715 г. центр переместился в соседний город Рамла, и Лод пришел в упадок. В 1099 г. Лод был завоеван крестоносцами, которые вернули ему христианское название Сен-Джордж (святой Георгий), сделали центром епархии и на месте разрушенной византийской церкви времен Юстиниана построили новую, отчасти сохранившуюся доныне. Биньямин из Туделы застал в Лоде всего одну еврейскую семью. В 1191 г. Лод был завоеван Саладином, и, очевидно, тогда же евреи стали снова селиться в городе. В 1271 г. Лод был разрушен монголами. В начале 14 в. Эстори ха-Пархи (1280? — 1355?) застал в Лоде еврейскую общину.

В османский период Лод был захолустным мусульманским городом с незначительным христианским меньшинством. Известно, что в 17 в. в Лоде была еврейская община.

К началу 20 в. в Лоде жило всего несколько сотен семей и существовала небольшая еврейская община, сохранявшаяся на протяжении всего 19 в. В 1919 г. Лод стал главным железнодорожным узлом страны и начал быстро расти. Арабские беспорядки в 1921 г. вынудили евреев покинуть Лод. В последующие годы евреи пытались вернуться, но во время арабских беспорядков 1936 г. покинули его окончательно. В том же году близ Лода был построен международный аэропорт, и к 1944 г. арабское население города выросло до 17 тыс. человек.

В ходе Войны за Независимость части израильской армии заняли Лод (12 июля 1948 г.). Большинство арабских жителей покинуло город, и Лод стали заселять евреи-репатрианты, главным образом из Северной Африки, Индии и Турции, а в 70-е годы — репатрианты из СССР. В Лоде сложился крупный центр выходцев из Грузии. В 1983 г. население Лода составило 40 436 жителей, в том числе 33 760 евреев (6009 выходцев из СССР), 6115 мусульман и 558 христиан.

Репатрианты из СССР — СНГ продолжали селиться в городе и в 1990-х гг.; тогда в Лоде возник большой район Ганней-Тиква, в значительной степени заселенный выходцами из бывшего Советского Союза. В городе наблюдается напряженность в отношениях между евреями и арабами. Еврейские жители города протестует против незаконного арабского строительства и поселения в Лоде арабов с контролируемых территорий под видом «воссоединения семей», а также против криминогенной обстановки в городе, в особенности среди арабской молодежи.

В начале 2003 г. население Лода составляло 66 100 человек.

За годы существования Государства Израиль Лод превратился в современный промышленный город с развитой сетью учебно-воспитательных учреждений. Основные сферы занятий населения — промышленность (в значительной степени на предприятиях авиаконцерна «Та‘асия авирит» близ Лода), торговля, ремесленное производство, обслуживание международного аэропорта имени Д. Бен-Гуриона, территория которого служит базой авиакомпании Эл-‘Ал.

Ежегодно христиане совершают паломничество к гробнице святого Георгия, находящейся на территории одноименной церкви (построена в 1893 г. на месте церкви крестоносцев). Один из членов синода при греко-православной патриархии в Иерусалиме носит титул епископа Лода.

Одна из мечетей Лода построена в 1268 г. (эпоха мамлюков). Сохранился средневековый постоялый двор (хан), а к северу от города — мост с надписью мамлюкского султана Бейбарса (13 в.).

При археологических раскопках на месте так называемого «коровьего рынка» были обнаружены следы поселения позднего неолита и ранней бронзы. Найдена керамика от эпохи средней бронзы до периода Второго храма.

Смотрите также

Лазар Берл

Леви-Бьянкини Анджело

Левин Виктор

Лейбовиц Рене

Лессинг Готхольд Эфраим