Цетлин Михаил
ЦЕ́ТЛИН Михаил Осипович (1882, Москва, – 1945, Нью-Йорк), русский поэт, беллетрист, меценат. Печатался под псевдоним Амари́: аббревиатура имен близких ему людей: Амалия (Гавронская, 188?-1935, двоюродная сестра Цетлина, жена И. Фондаминского), Мария (урожденная Тумаркина, 1882–1976, жена Цетлина), Абрам (А. Гоц, двоюродный брат Цетлина), Рая (Фондаминская, сестра И. Фондаминского), Илья (Фондаминский); подписывался также по-французски A Marie (`для Марии`) по имени жены.
Родился в семье крупного коммерсанта. Отец Цетлина, Осип Сергеевич (1856–1933; среди его предков был талмудист и меценат раввин Иехошуа Цейтлин из Шклова, 1742–1822), женился на дочери К. З. Высоцкого, основателя чайной фирмы «К. Высоцкий и сыновья», и стал одним из руководителей фирмы. Цетлин окончил московскую частную гимназию Ф. Креймана. В гимназические годы входил в кружок самообразования, членами которого были родственники и друзья: А. Гоц, Амалия Гавронская, И. Фондаминский, Мария Тумаркина и другие, позже, как и Цетлин, вошедшие в партию социалистов-революционеров (эсеров). Участвовал в революции 1905–1907 гг. В 1907 г. был привлечен к дознанию как член редакционной комиссии эсеровского книжного издательства «Молодая Россия»; скрываясь от полиции, эмигрировал. Жил во Франции и Швейцарии до 1917 г.; от активной политической деятельности отошел после 1908 года.
Первая книга Цетлина «Стихотворения» (М., 1906, 2-е изд. — 1909; в 1912 г. конфискована цензурой) включала стихи революционного содержания. Следующие сборники «Лирика» (Париж, 1912) и «Глухие слова. Стихи 1912–1913 гг.» (М., 1916; издательство «Зёрна», которое субсидировал Цетлин) получили критический отклик в России: В. Брюсов указывал на влияние французской поэзии (Э. Верхарн), В. Ходасевич характеризовал стихи Цетлина как «несколько бледные, но красивые», «написанные умело и порою своеобразно».
В сборнике «Лирика» помещена поэма «Айседора», герой которой — мальчик из сумрачного гетто, гибнущий за дело революции. Сознавая свою принадлежность к еврейству, Цетлин в стихах отдает дань разработке традиционного мотива роковой и неразделенной любви к России: «С одним народом я скорблю, /С ним связан я кровью; /Другой безнадежно люблю /Ненужной любовью» («Не связанный в жизни ничем...», сборник «Глухие слова»).
В июле 1917 г. Цетлин вернулся в Москву, но в 1918 г., спасаясь от преследований большевиков, переехал в Одессу и в 1919 г. эмигрировал в Италию, а затем во Францию. В Москве в 1918 г. Цетлин принял участие в первой книге альманаха «Еврейский мир» (поэма «Семисвечник», стихотворение «Памяти Мицкевича» /навеянное антисемитскими гонениями в Польше/). Парижский дом Цетлина стал одним из литературных центров русской эмиграции. В разное время с семьей Цетлина поддерживали дружеские отношения М. Алданов, И. Бунин, М. Волошин, Д. Мережковский, А. Толстой, В. Ходасевич, М. Цветаева, И. Эренбург и другие писатели.
Значительную роль в культурной жизни русской эмиграции сыграла щедрая благотворительная деятельность семьи Цетлина. В 1923–24 гг. Цетлин с женой издавал в Париже литературный журнал «Окно». В журнале «Современные записки» Цетлин с 1920 г. по 1940 г. руководил отделом поэзии, кроме этого он публиковал в журнале многочисленные рецензии.
В 1940 г. Цетлин покинул оккупированную Францию, недолго прожил в Лиссабоне и в 1941 г. переехал в США. В 1942 г. в Нью-Йорке (вместе с М. Алдановым) основал «Новый журнал», ставший со временем крупнейшим периодическим изданием второй эмиграции, и был его редактором и издателем.
В послереволюционной эмиграции Цетлин выпустил сборник стихотворений «Прозрачные тени» (Париж—М., 1920), «Рассказы» (Берлин, 1924), «Декабристы. Судьба одного поколения» (Париж, 1933, Н.-Й., 1954), «Кровь на снегу. Стихи о декабристах» (Париж, 1939), биографии композиторов «Могучей кучки» — «Пятеро и другие» (Н.-Й., 1944; 2-е изд. — 1953; переведены на несколько языков).
Первоклассная библиотека Цетлина, содержащая уникальные поэтические издания 20 в., была пожертвована его вдовой Еврейской национальной и университетской библиотеке в Иерусалиме. Мария Цетлина в 1960 г. пожертвовала Государству Израиль также собрание (свыше 90) картин и скульптур, состоящее в основном из произведений русских художников начала 20 в. (В. Серов, Л. Бакст, А. Бенуа, М. Добужинский, Наталья Гончарова, М. Ларионов, Ф. Малявин, С. Сорин /1880–1953/, С. Чехонин и другие), на основе которого в Рамат-Гане создан Музей русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных.