Хотин

ХОТИ́Н, город районного подчинения в Черновицкой области Украины. Основан в 10 в. в Киевской Руси, со второй половины 14 в. был в составе Молдавского княжества, некоторое время — под властью Польши. С 1711 г. находился под турецким управлением. По Бухарестскому миру 1812 г. вместе с Бессарабией отошел к России, с 1918 г. — в составе Румынии, в 1940 г. присоединен к Советскому Союзу, до 1963 г. был районным центром Черновицкой области Украинской ССР.

Вероятно, еврейское население появилось в Хотине в конце 14 в. – начале 15 в. В 15 в. и 16 в. еврейские купцы проезжали через Хотин, который был важным торговым пунктом на проходившем по Днестру пути из Турции в Польшу, и останавливались в городе для уплаты таможенных пошлин и участия в ярмарках (с 1541 г.). В 17 в. в Хотине существовала община караимов. Первое письменное упоминание об общине евреев-раббанитов относится к 1741 г. В 1756 г. в Хотин бежали от преследований со стороны польских евреев вероотступник Я. Франк и его последователи. Здесь же в середине 18 в. нашли убежище иудействующие из России, для которых еврейская община собирала средства в Германии. В период турецкого владычества еврейская община увеличилась: в 1807 г. в городе зарегистрировано 216 еврейских домов (23% от общей застройки), в которых проживали 340 семей, на плане 1817 г. в северной части города показана синагога. Основным занятием евреев была торговля, в том числе с другими частями Бессарабии, с Украиной (иногда контрабандная), а также аренда поместий, мельниц, маслобоен и винокуренных производств.

При вхождении в Российскую империю все население Бессарабии, включая евреев, было освобождено от рекрутской повинности. Это способствовало активной еврейской иммиграции в край; в 1831 г. Хотину были предоставлены особые торговые привилегии. В 1847 г. в Хотине было уже 1067 еврейских семей, а в 1860-х гг. — шесть–семь тысяч евреев. В 1847 г. были открыты казённое еврейское училище, в 1857 г. — частная еврейская женская школа, в 1860 г.— еврейская больница, в 1861 г. было построено здание большой каменной синагоги (достроено в 1900 г.). В начале 20 в. построена талмуд-тора. В религиозной жизни большим влиянием пользовался хасидизм. В первой половине 19 в. раввином в Хотине был Исайя Шор; со второй половины 19 в. раввинский пост занимали представители семьи Старковских. Во второй половине 19 в. экономика Хотина пришла в упадок из-за отдаленности от железной дороги, и еврейское население практически не увеличивалось. В 1897 г. в Хотине жил 9291 еврей (50,2% от всего населения), в 1910 г. — 9132 еврея (43,2%). Евреи занимались главным образом ремёслами и торговлей, в том числе контрабандной. Тесные связи существовали между евреями Хотина и евреями Галиции и Подолии.

В Хотине евреи жили большей частью в тесных скученных кварталах Старого города на извилистых узких улочках, которые иронически именовались современниками «предвкушением Стамбула». Рассказывали, что по крышам еврейских домов можно было обойти весь Старый город.

После февральской революции в России в городе была создана первая в Бессарабии светская еврейская община (1917 г., признана румынскими властями в 1929 г.). В период румынской власти были основаны школа системы Тарбут с преподаванием на иврите, мужская и женская начальные школы с преподаванием на идиш, еврейский банк; существовали еврейские общественные объединения. С 1925 г. в Хотине жил цаддик рабби Мордехай Исраэль Тверский. В 1930 г. еврейское население составляло 5785 человек (37,7%).

Хотин был оккупирован немецкими и румынскими войсками 7 июля 1941 г. В первые же дни на городской площади были расстреляны две тысячи евреев. Вскоре всех евреев собрали по приказу в здании школы, где представители интеллигенции (в том числе раввин Тверский) были расстреляны. 1 августа группа евреев была зверски убита (закопаны заживо) рядом с деревней Барково; оставшиеся отправлены в концлагерь Секуряны, откуда затем были высланы в Транснистрию. После окончания войны в город вернулось около 300 евреев.

В 1970 г. в Хотине проживало около тысячи евреев. Сохранилось перестроенное здание синагоги и еврейское кладбище с надгробиями, на которых резьба выполнена в оригинальном местном стиле.

Смотрите также

Хайфа

Ханна и семеро сыновей

Харац Меир

Хеврони Песах

Хендель Иехудит