Хайфа

ХА́ЙФА (חֵיפָה, Хейфа; на арамейском חֵיפָא означает `берег`), город и порт на севере Израиля. Находится на берегу Хайфского залива, частично у приморского подножья горы Кармел, частично — на северном и западном ее склонах и в южной части долины Звулун. Площадь 5200 га. Население 272,2 тыс. человек (начало 2003 г.), из них около 10% — арабы. Состоит из множества кварталов и районов, среди которых основные: Хадар-ха-Кармел (основан в 1921 г.), Я‘ар-ха-Кармел, Неве-Шеанан (основан в 1922 г.), Бат-Галлим (основан в 1922 г.), Нижний город, район залива.

Исторический обзор. Следы древнейшего поселения на территории Хайфы обнаружены на месте Тель-Абу-Хуам. Оно было маленьким портом, основанным в начале 14 в. до н. э., и существовало до эллинистического периода. Возможно, город упоминается в персидский период в составленном географом Сцилаксом списке городов между заливом и «Мысом Зевса» (то есть горой Кармел). В эллинистический период старый порт засыпало песком и город передвинулся к югу. В период Второго храма здесь было два еврейских поселения: Шикмона, находившаяся на холме Тель-ас-Самак (по-арабски буквально `холм рыб`) в южной части Хайфы, и второе — Хейфа, в восточной части. Они оба продолжали существовать в римский период, о чем свидетельствуют найденные поблизости еврейские погребальные пещеры. Главным городом была Шикмона, которую Евсевий идентифицирует как Хайфу («Ономастикон», начало 4 в.).

Хайфа упоминается в талмудических источниках как дом рава Авдими и его учеников (Тосеф., Иев. 6:8), как рыбацкая деревня, жители которой, подобно жителям Бет-Шеана и Тив‘она, не выделяли в произношении гортанных звуков «хет» и «айн» (ТИ, Бр. 2:4), как город на побережье, от которого до Тира вылавливали мурекс (моллюсков, из которых получали пурпурную краску, применявшуюся для окраски таллитов; Шаб. 26а). Административно Хайфа принадлежала в тот период району Акко. Еврейское население Хайфы враждовало с самаритянами близлежащей крепости. В кине говорится о разрушении еврейской общины Хайфы наряду с другими в 628 г., при возвращении византийцев после персидского нашествия 613–628 гг. Хайфа не упоминается в источниках, относящихся к первым 400 годам арабского правления в Эрец-Исраэль (до середины 11 в.). В 1146 г. персидский путешественник Насир-и-Хосров описывает строительство больших парусных кораблей в порту Хайфы, а также виденные им инструменты и приспособления местных ювелиров. В 1084 г. гаон Элия Кохен проехал от Тира до Хайфы, чтобы провозгласить Рош ха-Шана в Эрец-Исраэль и обновить указы.

Накануне 1-го крестового похода Хайфа описывается как важный и хорошо укрепленный город. Крестоносцы, двигаясь на юг, в 1100 г. захватили Хайфу с помощью венецианского флота. Все еврейские защитники города (большинство населения Хайфы) и египетский гарнизон были уничтожены. В период крестоносцев евреи, видимо, не заселяли Хайфу, которая оставалась маленькой и незначительной крепостью Иерусалимского королевства и была разрушена в 1187 г. после поражения, нанесенного крестоносцам Салах ад-Дином. По условиям мирного договора 1192 г. Хайфа была возвращена франкам. В середине 13 в. городские фортификации были реконструированы французским королем Людовиком IX, но в 1265 г. Хайфа опять была завоевана мамлюкским султаном Бейбарсом, изгнавшим из страны остатки крестоносцев. В ходе систематического разрушения Бейбарсом прибрежных городов Эрец-Исраэль и Сирии Хайфа была в 1291 г. разрушена до основания и не восстанавливалась в течение всего периода правления мамлюков. В 1291 г. был также разрушен монастырь кармелитского ордена, основанный на горе Кармел в 1156 г.

До османского завоевания в 1516 г. Хайфа была заброшенной деревней, которую посещало незначительное число евреев. Евреи и христиане совершали паломничество в пещеру пророка Илии. Первые свидетельства о Хайфе в 16 в. дает немецкий путешественник Реовульф в 1575 г., упоминая Хайфу как полуразрушенное, обнищавшее селение. Хайфа стала возрождаться в начале 17 в. благодаря расширению торговли между Европой и Эрец-Исраэль. В связи с тем, что вход в бухту Акко был неудобен, все больше кораблей предпочитали порт Хайфы. Для развития Хайфы в османский период много сделали эмиры династии Турабей, правившие частью Эрец-Исраэль, включавшей Хайфу. При них увеличился и широко использовался порт. В 1631 г. было дано разрешение монахам-кармелитам на восстановление монастыря (в 1635 г. мусульмане превратили его в мечеть, но впоследствии монастырь был восстановлен). В 1775 г. кармелитский монастырь был разграблен, в 1821 правитель Галилеи Абдалла-паша приказал разрушить монастырь и из его камней построил себе резиденцию (вилла Абдаллы).

В начале 18 в. на севере Эрец-Исраэль стал правителем бедуинский шейх Захир ал-‘Омар. Он сделал столицей Акко, в результате чего Хайфа опять постепенно стала маленьким городом с небольшой еврейской общиной и синагогой. В середине 18 в. Захир ал-‘Омар аннексировал также Хайфу. В 1761 г. Хайфа была осаждена турками и, чтобы предотвратить её сдачу, ал-‘Омар приказал разрушить город до основания и завалить валунами рейд порта, уничтожив таким образом древнюю Хайфу. Захир ал-‘Омар основал новый город в 2 км к югу от старого, в хорошо защищенном и удобном месте, близ перекрестка важных дорог, окружил территорию стенами и построил крепость (вблизи от места бывшей крепости самаритян). Здесь вырос новый город, сохранивший свое древнее название. Город развивался, и общее число жителей возросло от 250 человек (до разрушения) до четырех тысяч к началу 19 в. В 1798 г. Хайфу посетил рабби Нахман из Брацлава, здесь он встретил с местной еврейской общиной Рош ха-Шана.

Состав населения изменился в основном благодаря возросшему влиянию кармелитов. В 1840 г. 40% населения составляли арабы-христиане, жившие рядом с мусульманским большинством. Несмотря на противодействие местных властей, кармелиты при помощи Франции удерживали за собой крипту над пещерой пророка Илии и построили монастырь вместо разрушенного Абдалла-пашой (заложен в 1827 г. после вмешательства папы римского Пия VII и французского консула; освящен в 1836 г., открыт в 1853 г.), включавший церковь, колокольню, 30 келий, аптеку, пекарню, мастерские, библиотеку и музей.

Египетское завоевание Эрец-Исраэль в 1831 г. способствовало дальнейшему развитию Хайфы и упадку Акко, вечного соперника Хайфы. В 19 в. с появлением пароходов вход в порт Хайфы оказался значительно удобнее аккского. Многие жители Акко перебрались в Хайфу, в городе оживилась коммерческая деятельность, увеличился торговый оборот порта. В 1858 г. окруженная стенами Хайфа была уже перенаселена, началось строительство за пределами Старого города, на склоне Кармела. В 1868 г. из Германии в Хайфу прибыли несколько семей темплеров, которые создали свою колонию и внесли важный вклад в развитие города: появились мощеные дороги, почтовые кареты, были организованы регулярные рейсы дилижансов из Хайфы в Акко и Назарет. Темплеры построили также первые промышленные предприятия и внедрили современные методы в сельском хозяйстве, ремеслах и торговле. В 1905 г. положение Хайфы еще более укрепилось после присоединения ее к линии Хиджазской железной дороги (Дамаск — Мекка), когда большая часть экспорта из Аравии поступала в Хайфу.

Еврейская община Хайфы росла постепенно. В 1742 г. она была очень малочисленна и состояла в основном из выходцев из Марокко и Алжира. В 1839 г. в Хайфе жили 124 еврея, в 1871 г. — 760 евреев, а в 1901 г. — 1041 еврей. Большинство общины по-прежнему составляли выходцы из Северной Африки и некоторое число выходцев из Турции и Европы. В конце 19 в. евреи составляли восьмую часть населения Хайфы и жили в еврейском квартале, находившемся внутри бедного мусульманского. Большинство занималось мелкой торговлей. После прибытия из Восточной Европы (в основном из России) первой и второй алии (см. Алия) в Хайфе возросла роль еврейской общины. С начала 20 в. еврейское население Хайфы активно занимается торговлей и промышленной деятельностью. Во время своего посещения в 1898–99 гг. Эрец-Исраэль Т. Герцль отметил большой потенциал Хайфы как главного порта будущего государства, а в его романе-утопии «Альтнойланд» описание Хайфы занимает центральное место в его видении возрожденного Израиля.

Накануне Первой мировой войны население Хайфы составляло двадцать тысяч человек. Постоянно увеличивался торговый оборот, росло число репатриантов из Европы, происходило повышение образовательного уровня населения. Хайфа становилась важнейшим городом севера Эрец-Исраэль. Новые жилые кварталы были построены на востоке, западе и южном склоне горы Кармел. Еврейское население росло быстрее арабского. Закладка здания Техниона в 1912 г. стала высшей точкой еврейской активности в Эрец-Исраэль и стимулятором стремительного развития дальнейших проектов.

В сентябре 1918 г. Хайфа была занята британской армией. В период британского мандата Хайфа превратилась в большой город, возрастала роль еврейского населения. В 1919 г. железнодорожная ветка Хайфа — Лод была присоединена к линии Хиджазской железной дороги Хайфа — Цемах — Дер‘а (библейский Эдреи, населенный пункт в Башане, ныне Сирия). В 1920–30-х гг. в городе велось интенсивное дорожное строительство. В 1922 г. население Хайфы — 25 тыс. человек (из них более 6 тыс. — евреи), в конце мандата (1948) — около 150 тыс. человек (из них около 100 тыс. — евреи). В 1934 г. завершилось строительство большого порта, что резко улучшило экономику Хайфы и сделало ее портом международного значения в Эрец-Исраэль. В 1939 г. была завершена прокладка нефтепровода из Ирака к Средиземному морю (к терминалу порта Хайфы) и строительство большого нефтеочистительного завода близ Хайфы.

Благоприятные условия способствовали развитию новых отраслей промышленности, некоторые из них (стекольная, кирпичная, цементная, текстильная, нефтеперерабатывающая, металлообрабатывающая, керамическая) превратились в ведущие в стране. Однако росло напряжение между еврейским и арабским населением Хайфы. Последнее выросло в связи с массовым ввозом британской администрацией неквалифицированной арабской рабочей силы из Ирака, Египта, Сирии и других стран. Арабские беспорядки 1936–39 гг. повлияли на городскую экономику и торговые связи с Сирией и Ливаном. Арабское население, сконцентрировавшееся в Нижнем городе, препятствовало поселению евреев в промышленных районах и районе порта.

Евреи селились в верхней части города, где создавались новые кварталы вокруг Техниона. Правительство мандата дало некоторую муниципальную автономию новому еврейскому кварталу. После покупки в 1928 г. в долине Звулун земель сионистские организации рискнули провести плановую застройку города, пригласив английского архитектора П. Аберкромби. Территория, протянувшаяся от юго-восточной части Хайфского залива до Акко, была поделена на регионы: промышленная зона, сельскохозяйственная зона и жилые районы (Кирьят-Хаим, Кирьят-Бялик, Кирьят-Моцкин, Кирьят-Ям — ныне города-спутники Хайфы). К концу британского мандата как еврейское, так и арабское население Хайфы пыталось взять контроль над городом в свои руки. 21–22 апреля 1948 г., когда британцы внезапно эвакуировались из Хайфы, отряды Хаганы в ходе непродолжительного боя взяли город под свой контроль. Лишь три тысячи из пятидесяти тысяч арабов остались в Хайфе, остальные, подчиняясь приказам высшего арабского командования, отказались признать еврейскую власть и бежали в соседние арабские страны.

После провозглашения государства в 1948 г. в Хайфе оставалось около 98 тыс. человек (98% евреи). К 1967 г. население выросло до 210 тыс. человек. До объединения Иерусалима в 1967 г. после Шестидневной войны Хайфа по численности населения была вторым (после Тель-Авива) городом Израиля. Строительство продолжалось вдоль берега моря и на склонах Кармела. Нижний город, пострадавший в боях в 1948 г., был частично реконструирован и стал деловым центром Хайфы. В Хайфском заливе промышленная зона расширилась на север до Акко, жилые массивы были построены к востоку от промышленной зоны, на Кармеле были выделены участки для парков, расширился и модернизировался порт, в котором был углублен рейд, построены пирсы и элеватор вместимостью 75 тыс. тонн для хранения импортируемого зерна.

В 1954 г. на реке Кишон был выстроен вспомогательный порт для приема судов малого тоннажа и рыболовецких судов, там же в 1959 г. была открыта судоверфь. В 1951 г. из 1370 грузовых кораблей Израиля к порту Хайфы было приписано 1168, в 1967 г. из 2372 – 1545. Вырос объем пассажирских перевозок (в 1965 г. через порт Хайфы в Израиль прибыло 250 тыс. человек). Порт постоянно притягивал в город большое количество рабочей силы, в результате чего росло население. В 1950-х гг. в Хайфу прибыло значительное количество репатриантов из Марокко, поселившихся компактной группой в бывшем арабском районе Вади-Салиб, где в 1959 г. произошли беспорядки, связанные с социальными проблемами (см. Государство Израиль. Исторический очерк). В конце 1960-х гг. в порту работала десятая часть городского населения.

В 1951–69 гг. мэром Хайфы был А. Хуши, который много сделал для развития города. В этот период городской бюджет вырос от 350 тыс. до 25 млн. долларов. В 1959 г. в Хайфе был открыт единственный в Израиле подземный фуникулер «Кармелит». В 1963 г. был основан Хайфский университетский колледж (под патронажем Еврейского университета в Иерусалиме), получивший в 1970 г. статус университета (см. Хайфский университет). Построенное в 1967 г. (архитектор О. Нимейер, родился в 1907 г.) высотное здание университета на вершине Кармела является одним из символов современной Хайфы.

Современная Хайфа — крупнейший промышленный и культурный центр Израиля. Порт Хайфы — второй грузовой порт страны (в 1966 г. объем перевозок составил около 15 млн. тонн) и главный пассажирский порт (в 1993 г. через него прошли 309 тыс. человек — 82% всех, прибывших морским путем в Израиль). Среди промышленных предприятий Хайфы важнейшие — химические и нефтехимические заводы, водоочистные сооружения, металлообрабатывающие заводы и другие. Хайфский городской театр (основан в 1961 г.) и Хайфский симфонический оркестр (основан в 1950 г.) составляют неотъемлемую часть культурной жизни не только Хайфы, но и всей страны.

В Хайфе много музеев (в том числе Хайфский городской, Музей первобытного человека имени М. Штекелиса, Музей археологии «Народ Израиля на земле Израиля» имени Р. и Э. Хехт, Национальный морской, Военно-морской и Музей нелегальной иммиграции, Музей японского искусства «Тикотин», Музей производства хлеба и производства масла, Национальный музей науки и технологии «Технода», Железнодорожный музей, Музей художника Мане-Каца, Музей имени М. Шагала); а также парки, в том числе Парк скульптур У. Малбин, зоопарк и ботанический сад. В Хайфе находятся две пещеры, имеющие важное значение для религиозных людей, — пещера пророка Илии и пещера в кармелитском монастыре, считающаяся могилой пророка Элиши.

Национально-религиозные меньшинства. Среди нееврейского населения Хайфы большинство составляют арабы-христиане, среди которых греко-католики, греко-ортодоксы, марониты. Католический монастырь ордена кармелитов посещает ежегодно более чем 150 тыс. паломников; орден имеет школу на 650 человек и женский монастырь, основанный в 1936 г. В Хайфе находится израильский центр ахмадистов (около тысячи человек) — последователей экуменической секты в исламе Ахмадие, поклоняющихся Иисусу, который, согласно ахмадистской традиции, не был распят, а умер в Индии в 120-летнем возрасте.

В Хайфе имеется всемирный центр религии бехаистов, которая зародилась в середине 19 в., провозгласила приход другого пророка вместо Мухаммада и создала свое учение «баха» (по-арабски `блеск`). Бехаистский центр Хайфы включает так называемый Бехайский храм (или Святилище Б‘аба) — мавзолей, в котором находятся гробницы основателя религии Б‘аба (Мирзы Хусейна Али Бехауллы) и продолжателя его учения Абд-аль-Беха (Аббаса), построенный в 1953 г. (архитектор-бехаист из Канады М. С. Максвелл) и представляющий собой здание под медным куполом, в котором сочетаются восточные и европейские традиции; Персидские сады; здание Всемирного Дома справедливости (высший административный и духовный орган бехаистов); здание Международного бехаистского архива. В Хайфе находится русский монастырь Святого Илии, принадлежащий Московской патриархии.

На территории Хайфы найдены следы поселений различных эпох, от каменного века до периода оттоманского правления. «Рашмия» — остатки крепости византийского периода, на фундаменте которой построена крепость крестоносцев, восстановленная в период Захира ал-‘Омара (сохранились остатки зала, башни и римские маслодавильни). Около Тель-Абу-Хуам найдены могилы позднего ханаанского периода и периода Второго храма. На Хурват-Кастро найдены следы водосборников, маслодавилен и остатки керамики, главным образом византийского периода. На Тель-Шикмона (Тель-ас-Самак) — следы древнего города Шикмона: остатки домов, маслодавилен израильского периода, церкви с мозаичным полом и системы помещений и бассейнов промышленного характера византийского периода. В 1,5 км от Тель-Шикмона находится заповедник «Шмура яммит Тель-Шикмона».

Смотрите также

Халеви Ицхак Айзик

халукка

халуц

хиллула

Химьяр