Халеви Ицхак Айзик

ХАЛЕВИ́ (Рабинович) Ицхак Айзик (1847, Ивенец Минской губернии, – 1914, Гамбург), галахист, знаток истории Устного Закона. Учился в Воложинской иешиве (см. Воложин) у раввина И. Б. Соловейчика (см. Соловейчик, семья), затем поселился в Вильне (см. Вильнюс), где занимался торговлей. Значительную часть времени посвятил самообразованию, изучая произведения раввинистической литературы и труды представителей науки о еврействе. В общественной деятельности Халеви заботился о распространении традиционного еврейского образования в Российской империи, для чего считал необходимым сотрудничество с властями и учет их интересов. Со временем переехал в Петербург, где опубликовал первые книги своего основного исторического труда «Дорот ха-ришоним» («Поколения ришоним» /см. Ришоним/ в 6-ти т., 1897–1939, переиздан в 1967 г.). В 1899 г. поехал в Германию, жил в Хомбурге (Пруссия), в 1903 г. переехал в Гамбург, получив должность раввина ортодоксальной общины. Стал одним из лидеров неоортодоксов в Германии, был в числе учредителей движения Агуддат Исраэль. По инициативе Халеви было создано Еврейское литературное общество во Франкфурте-на-Майне, которое издавало в 1903–33 гг. историко-литературные ежегодники.

Основное произведение Халеви — «Дорот ха-ришоним» — посвящено историческому обзору Устного Закона от периода Хасмонеев до эпохи савораев и гаонов. Работая над ним, Халеви продвигался от более поздних эпох к ранним. После публикации исследования об эпохе савораев (продолжавшейся, по мнению Халеви, более столетия), он перешел к периоду амораев и таннаев, затем ко временам софрим (см. Писец) и Великого собора. Последняя его книга, вышедшая посмертно в Иерусалиме в 1939 г., посвящена Библии и представляет собою энергичное опровержение методов ее рационалистического исследования (см. Библия. Толкование, экзегеза и критические исследования Библии. Научное исследование и критика Библии). Развивая идею, выдвинутую ранее Д. Ц. Хофманом (1843–1921), Халеви пытался доказать, что иудаизм с момента основания — монолитное целое, и основы его неизменны от поколения первых толкователей до эпохи гаонов. Таким образом, по Халеви, «не было нового учения во времена Второго храма и не было нового иудаизма, а то, что содержится в Священном Писании, содержится и в Устном Законе». Халеви утверждал, что еврейские ученые, представители группы «Хохмат-Исраэль» — Н. Крохмаль, Ш. И. Л. Раппопорт, З. Франкель, Г. Грец, И. Х. Вайс, которые, изучив эволюцию развития иудаизма, пришли к выводу, что учение постоянно обновлялось и видоизменялось, исказили истинное содержание эпохи Мишны из-за недостаточного понимания источников. Он резко отзывался о хахмей Ашкеназ, имея в виду германских исследователей, как евреев, так и неевреев, ушедших от галахического истолкования истории еврейского народа. Халеви доказывал, что изначально не существовало различий между мнениями законоучителей Эрец-Исраэль и Вавилонии, и разногласия возникли лишь в процессе духовных поисков, связанных с созданием Мишны и Талмуда.

Позднейшие историки по-разному оценивают наследие Халеви. З. В. Явиц назвал Халеви «новым гаоном в изучении нашей истории»; Б. З. (В.) Бахер (1850–1913) считал, что Халеви удалось «заново построить здание нашей истории периода Талмуда». Другие (прежде всего Я. Н. Симхони /1884–1926/) отмечали слабость научно-методических основ теоретических построений Халеви, неакадемическую полемичность его сочинений, доходящую до оскорбления оппонентов, велеречивость стиля и т. д. Но даже самые резкие критики Халеви признавали его выдающуюся эрудицию, остроту ума и интуицию исследователя.

Смотрите также

Хайбар

Хакохен Давид

Харман Аврахам

хасид

Хони ха-Ме‘аггел