торговля

ТОРГО́ВЛЯДревний периодСредние века и новое время

Древний период. Вследствие своего геополитического положения в центре Плодородного полумесяца Ханаан был связующим звеном в сухопутной и морской торговле между Египтом и Аравийским полуостровом на юге и Финикией, Сирией, Анатолией и Месопотамией на севере. Ханаан играл также видную роль в морской торговле с другими прибрежными и островными торговыми центрами Средиземноморья. Ханаан постепенно превращался в международный торговый центр во многом благодаря кочевникам, которые участвовали в транзитной торговле (Быт. 37:25, 28). Письменные памятники и археологические находки показывают, что торговля была прямым или косвенным источником доходов значительной части населения Ханаана.

Поскольку Ханаан был беден природными ресурсами и сырьем, его собственный экспорт составляли преимущественно сельскохозяйственные товары и произведенные из них продукты. Из египетских источников и в известной мере из Библии видно, что Ханаан экспортировал зерно и муку, оливковое масло и вино, косметические и медицинские препараты, производимые из растений (Быт. 43:11; Иех. 27:17 и в других местах), а несколько позднее — также руду и изделия из металла. Пример земельной сделки в Библии — описание приобретения Авраамом пещеры Махпела у хеттеянина Эфрона (Быт. 23:3–18).

Первоначально завоевание Ханаана израильтянами не привело к каким-либо изменениям: вследствие племенного уклада израильского общества (см. Колена Израилевы) торговля продолжала оставаться в руках местного населения, и в Библии слово «ханааней» употребляется как синоним слова «купец» (Ис. 23:8 и других местах). Однако с созданием царства, обладавшего разветвленными политическими связями и большим внутренним рынком, израильтяне начинают участвовать в международной торговле. Царство Давида контролировало значительный участок важного торгового пути в Заиорданье и портовые города на приморской равнине. Давид и, в особенности, Соломон укрепили торговые связи с финикийским Тиром, который в этот период был одним из наиболее важных экономических центров Средиземноморья. В Иерусалиме и за его пределами шло большое строительство, поэтому Израиль нуждался в строительных материалах, металле и прочем, которые в обмен на сельскохозяйственную продукцию поступали в Яффу из Тира (II Хр. 2:15 [16]). Ведущую роль играла царская торговля, которая, по-видимому, превратилась в монопольную. Тир извлекал значительную выгоду из израильского контроля над торговыми путями из Аравии и Египта, а Соломон не только вел торговый обмен с Тиром, но и сделал Израиль важным участником международной транзитной торговли. Израиль и Тир были торговыми партнерами: из израильского порта Эцион-Гевер на Красном море корабли Соломона, построенные в Тире и частично укомплектованные тирскими командами, отправлялись в страны, лежащие по обоим берегам Красного моря, откуда вывозили драгоценные металлы, камни и дорогие породы дерева (I Ц. 9:26–27, 10:11; II Хр. 8:17–18, 9:10). Возможно, совместную торговлю Тир и Израиль вели и в Средиземном море. Наряду с этим Соломон вел транзитную торговлю египетскими боевыми колесницами и конями, поставляя их в арамейские (см. Арамеи) и неохеттские царства Сирии. Описанный в Библии визит к Соломону царицы Савской (I Ц. 10:1–13; II Хр. 9:1–12; см. Саба), по всей видимости, отражает решающую роль Израиля как посредника в торговле южноаравийских государств со странами Средиземноморья.

После распада царства Соломона Израильское царство и Иудея, вероятно, стремились сохранить торговые связи, установленные Соломоном. Так, Библия повествует (I Ц. 22:49 [48]) о неудачной попытке иудейского царя Иехошафата возобновить морскую торговлю из Эцион-Гевера; эту попытку он предпринял во время установления тесных отношений с израильской династией Омри и Тиром; Библия сообщает, что израильский царь Ахазия участвовал в строительстве кораблей в Эцион-Гевере (II Хр. 20:35–37). Библия упоминает также торговые связи с Таршишем. При раскопках Кармоны были обнаружены изделия из слоновой кости, подобные тем, которые были найдены во дворце Ахава в Самарии, откуда финикийские купцы вывозили поступавшие из Британии руду, олово и медь. Тесные связи израильских царей Омри и Ахава с Тиром также носили коммерческий характер. В правление Омри и частично в дни правления Ахава в столице Израильского царства Самарии находились торговые миссии арамейских царств, а после победы Ахава над арамеями израильские торговые миссии появились в Дамаске (I Ц. 20:34). Экспансионистская политика Израильского и Иудейского царств по отношению к Заиорданью отражает стремление этих царств восстановить контроль над транзитными торговыми путями между Египтом на юге и Финикией, Сирией и Месопотамией на севере.

В Библии внутренняя торговля упоминается редко. Она велась под открытым небом — на улицах, площадях и рынках (Нех. 13:17–22), а также возле городских ворот (II Ц. 7:10). Это был, по-видимому, чаще всего натуральный обмен, однако купцы и лоточники также принимали в торговле активное участие. Библия упоминает торговлю маслом (II Ц. 4:7), вином, виноградом и фигами (Нех. 13:15, 16), рыбой (Нех. 13:16) и животными (II Сам. 12:3 и в других местах); упоминается также торговля гончарными изделиями (Иер. 19:1) и одеждой (Иер. 13:1–2).

В эпоху Второго храма и талмудический период (см. Талмуд) Иудея была преимущественно аграрной страной. Растущая диаспора способствовала интенсификации торговых связей с финикийцами, сирийцами и греками. Особенно сильно было греческое влияние в таких коммерческих центрах, как Александрия в Египте, Делос и Остия близ Рима. Среди товаров, привозимых в Рим, был афарсемон (ароматическая смола) из Эрец-Исраэль. Во время Бар-Кохбы восстания повстанцы вырубили рощи деревьев близ Иерихона, из которых получают эту смолу, чтобы они не достались римлянам. Производство афарсемона прекратилось. В позднеримскую эпоху колонии еврейских купцов, которые сохраняли свои религиозные и этнические традиции, действовали на всей территории Европы, Средиземноморья и Ближнего Востока — от Британии и Иверинии (современная Англия и Ирландия) до Индии и Согдианы (Средняя Азия), евреи участвовали в начавшей развиваться в то время торговле с Китаем. Талмуд упоминает разные специализации в местной и экспортно-импортной торговле, которая ограничивалась преимущественно предметами роскоши.

Средние века и новое время. С 5 в. по 7 в. сфера влияния еврейской торговли простиралась вплоть до Галлии, где порты Прованса, в первую очередь Нарбонна и Марсель, служили перевалочными пунктами. Евреи торговали благовониями, стеклом, текстилем, а также предметами роскоши с Востока. Христианские авторы упоминают о еврейских торговцах в Генуе, Неаполе и Палермо. Система торговли в Византийской империи (см. Византия), по-видимому, способствовала экспансии еврейских торговцев на Запад, где вторжение германцев открыло новые пути для продажи восточных предметов роскоши. Еврейские торговцы поставляли дорогие восточные благовония королевским дворам, монастырям и высшим церковным иерархам. Когда в 797 г. Карл Великий направил из Э-ла-Шапель (Аахен) посольство к Гаруну ал-Рашиду, в качестве переводчика с ним был послан купец Ицхак, который вернулся в Э-ла-Шапель в 802 г.

Когда в 7 в. порты Сирии были завоеваны арабами, евреи смогли развить широкую сеть международной торговли. Так, еврейские купцы-раданиты вели торговлю между Францией и Китаем по четырем маршрутам (см. Экономика), некоторые из них проходили через Византию. Эти торговцы поставляли мечи, меха, рабов, евнухов и т. п. с Запада и алоэ, камфару, корицу и другие товары с Востока. В этот период, по-видимому, была развита торговля рабами, преимущественно из славянских земель. Центральным рынком на Западе служила и мусульманская Испания; на Востоке торговыми центрами были Киев и, на пути в германские земли, долина Дуная, в частности, Регенсбург и Майнц. С 10 в. последний путь приобрел особое значение, поскольку итальянские города установили контроль над торговыми путями Средиземноморья, а Майнц и Регенсбург превратились в центры торговых экспедиций на Восток. Еврейские купцы из западных земель поддерживали торговые связи с хазарами (см. Хазария). В 955 г. еврейский торговец Ицхак бен Эл‘азар доставил письмо царю Хазарского каганата Иосефу от министра кордовского королевства Хисдая Ибн Шапрута. Торговый путь шел через Краков и Прагу, где действовали многочисленные еврейские и мусульманские купцы из хазарских земель и Крыма.

В этот период еврейские купцы в итальянских городах и подвластных им землях еще поддерживали торговые связи с Левантом. Так, в частности, еврейские купцы с Крита вели торговлю с Яффой, а евреи Капуи — с Египтом. Однако с ростом торговой мощи Венеции, Генуи, Пизы и других итальянских городов еврейские торговцы постепенно были вытеснены из торговли с Левантом. Венецианским капитанам было запрещено перевозить евреев и их товары. Торговая деятельность евреев Майнца в Восточной Европе побудила итальянские города потребовать от императора Генриха I либо заставить евреев Майнца креститься, либо запретить им торговать восточными товарами.

В Прирейнской области возникли новые еврейские общины, наиболее важными из которых были общины Меца, Трира, Кёльна, Вормса и Шпейера. Евреи этих городов торговали вином, кожей, мясом и т. п.; определенное место занимала также торговля товарами с Востока и рабами, однако с принятием славянами христианства торговля славянскими рабами прекратилась, поскольку каноническое право запрещало продажу христиан в рабство (последняя партия славянских рабов проследовала через Кобленц в 1104 г.). С 10 в. торговля с Восточной Европой шла через долину Дуная, а оттуда — через Карпаты, Перемышль и Киев, в котором в этот период было много еврейских купцов. В 11 в. торговля рабами была запрещена. В 12 в. евреи Регенсбурга были наиболее активны в торговле с Восточной Европой. Птахия из Регенсбурга свидетельствует, что еврейские торговцы из его города отправлялись в Крым, на Кавказ, в Дамаск и Мосул. Однако когда во время татарского нашествия Киев был разрушен, торговля с Восточной Европой пришла в упадок. В 11–13 вв. евреи принимали активное участие в торговле между Египтом и Дальним Востоком, причем торговый путь проходил через Йемен.

С ростом внутреннего рынка в Европе евреи все активнее участвовали во внутренней торговле, в частности, в регулярных ярмарках, проводившихся в германских землях. Трижды в году еврейские купцы встречались на кельнских ярмарках, где они покупали и продавали шерсть, кожу, меха, ювелирные изделия и жемчуг. С упадком кельнских ярмарок еврейские торговцы начали посещать ярмарки во Франкфурте и близлежащем Фридберге. Ярмарки превратились также в место встречи еврейских духовных и общинных лидеров; на этих встречах принимали административные решения, регулировавшие жизнь еврейских общин Рейнланда (см. Такканот).

Первый крестовый поход ознаменовал взрыв антиеврейских гонений в Западной Европе. Ограничительные местные законы и каноническое право способствовали вытеснению евреев из разных сфер экономической деятельности, включая торговлю, вынудив их сосредоточиться на ростовщичестве (см. Ссуда денежная). Тем не менее, в 14 в. еврейские купцы все еще участвовали в ярмарках. Гонения вынудили большинство евреев покинуть германские города; началось массовое переселение немецких евреев в Восточную Европу, где польские короли и литовские князья, стремившиеся к экономическому развитию своих земель, гарантировали евреям привилегии и покровительство. Из Польши евреи установили торговые связи с Причерноморьем, в первую очередь с Каффой (ныне Феодосия), где возникла еврейская колония. Владимир-Волынский, Луцк, Львов, Краков, а позднее Люблин превратились в звенья торговой сети, покрывшей Польшу и Силезию.

В Сицилии и Апулии евреи торговали крашеными тканями и шелком, и император Фридрих II пожаловал им монополию на торговлю шелком-сырцом. Через порты Прованса евреи участвовали в торговле с Левантом. В мусульманской Испании евреи вели торговлю между землями и странами Центральной и Восточной Европы; основными центрами еврейской торговли в Испании были Кордова и Луцена. Как в мусульманских, так и в христианских районах Иберийского полуострова торговая деятельность евреев не ограничивалась. В Фуэро (Испания) евреи получили привилегии в торговле на базарах и ярмарках, причем им была обещана защита от жульничества и краж; был установлен порядок, по которому велись тяжбы между торговцами, в том числе еврейскими. Еврейские торговцы привозили на ярмарки Испании шелк из Персии и Дамаска, кожи из Тафилалета и арабскую филигрань. Во время изгнания из Испании (1492) евреям было запрещено брать с собой деньги, золото и серебро; после изгнания марраны продолжали принимать активное участие в торговле, для которой испанская заморская экспансия открыла новые перспективы. Семейство Мендес вело торговлю с Индией через Лиссабон и Антверпен, импортируя пряности, драгоценные камни, жемчуг и т. п. В 16 в. ведущие марранские семейства были главными агентами португальской торговли пряностями. Марраны вели торговлю с Бразилией и участвовали в организации там производства сахара, какао и пряностей. Когда голландская Вест-Индская компания оккупировала часть Бразилии, марраны, часть которых открыто вернулась к иудаизму, приняли активное участие в торговых операциях компании и в финансировании ее деятельности. С окончательным изгнанием голландцев из Бразилии (1654) некоторые еврейские торговцы сахаром переселились на Вест-Индские острова, где способствовали организации экспорта сахара в Европу. Со временем Кюрасао, Сент-Томас и Тринидад (см. Тринидад и Тобаго) превратились в центры еврейской торговой деятельности на Антильских островах.

С началом ввоза в Америку африканских рабов еврейские торговцы, поселившиеся после изгнания с Иберийского полуострова в Сале (Марокко) и Цфате, начали активно торговать на основных африканских невольничьих рынках на Гвинейском побережье, на островах Зеленого Мыса, Сент-Томасе и в Анголе, поскольку эти районы находились под португальской властью. Среди первых марранских семейств, участвовавших в работорговле с 1540 г., были Хорхе. После банкротства семьи в 1567 г. их место заняли севильские марраны Франсиско Нуньес де Бехар и его сын Антонио Нуньес Кальдейра.

Члены марранских общин, основанных в Антверпене, Амстердаме и Лондоне, открыто вернулись к иудаизму. Эти вновь созданные сефардские общины (см. Сефарды) сыграли значительную роль в развитии торговли между Северо-Восточной Европой и Иберийским полуостровом. Сефарды Антверпена установили тесные торговые связи с Кельном, Лейпцигом и Франкфуртом, Парижем, Лионом и торговыми центрами Северной Италии; они участвовали в экспорте и импорте текстиля, шелка, зерна и других товаров. Мануэль Родригес Вега был среди тех еврейских торговцев Амстердама, которые финансировали прямую торговлю между Голландией и Индией. Коммерческие связи сефардов Амстердама с вест-индскими, бразильскими, африканскими и средиземноморскими торговыми центрами способствовали подъему торговли Нидерландов с другими странами. Во второй половине 17 в. сефардские коммерсанты Гамбурга и Амстердама внесли значительный вклад в развитие торговых связей со Скандинавией и Прибалтикой. Сефардская община Лондона активно участвовала в заморской торговле, в первую очередь с Западной Африкой и Индией. С 16 в. еврейские торговые связи распространились на Польшу и Литву, где евреи вели обширную торговлю на основе арендной системы, а также все активнее участвовали в импортно-экспортной и транзитной торговле этих стран.

Для ашкеназов 16–17 вв. были периодом притеснений, вызванных Реформацией и Контрреформацией. В Германии еврейские торговцы жили преимущественно в небольших городах, где им предоставляли лицензии на торговлю скотом, лошадьми, сельскохозяйственными продуктами, подержанным платьем и т. п., а также на торговлю вразнос. Некоторые семьи, подобно братьям Оппенхеймер во Франкфурте, стояли во главе крупных торговых компаний, продававших текстиль, шелк и т. п. и поставлявших предметы роскоши дворам местных правителей и амуницию и оружие их армиям. Во время Тридцатилетней войны ряд еврейских торговцев участвовал в снабжении воюющих армий. Частично благодаря покровительству местных правителей еврейские общины Франкфурта, Гамбурга, Берлина, а несколько позднее — Вены превратились в центры еврейской торговли. Значительный вклад в развитие торговли внесло участие евреев Шпейера, Вормса и Майнца (акроним Шум; так называемые города Шум) в ярмарках. Евреи из Праги, Никольсбурга (Микулова), а также Кракова, Львова и других городов Польши и Литвы торговали с Прибалтикой и Россией. Уже с 16 в. евреи в Польше играли ведущую роль в торговле сельскохозяйственными продуктами, они сбывали хлеб в портовые города Гданьск (Данциг) и Кёнигсберг (ныне Калининград).

Внутренней торговлей (развитой в меньшей степени) занимались почти исключительно евреи. С 16 в. по 19 в. продажа спиртных напитков была одной из важнейших отраслей еврейской торговли в Польско-Литовском государстве, а затем и в Российской империи. Еврейская торговля преимущественно концентрировалась на ярмарках в Люблине, Ярославе, Копыле, Мире и других торговых центрах Польши. На протяжении 18 в. важными центрами еврейской торговли стали также Бердичев и Броды.

В январе 1780 г. императрица Екатерина II разрешила евреям, ставшим российскими подданными после первого раздела Польши (1772), записываться в купеческое сословие (в 1783 г. все евреи, не записавшиеся в купечество, значительная часть которых также занималась торговлей, были включены в состав мещанства). Евреи незамедлительно воспользовались этим правом, например, уже в 1784 г. в Могилевской губернии из 1917 купцов 1513 были евреями. В 1782 г. для присоединенной Белоруссии было сделано исключение из российского закона, согласно которому мещане и купцы могли жить лишь в тех населенных пунктах, к которым были приписаны, им было разрешено для «удобства их коммерции» переезжать из города в город; купцы-евреи из Белоруссии стали выезжать по делам торговли в Москву и Смоленск и записываться там в местное купечество. После протестов христианских конкурентов евреям было запрещено записываться в купечество за пределами Белоруссии, однако им разрешили переселяться в Екатеринославское наместничество и Таврическую область. После указа Екатерины II (декабрь 1791 г.), законодательно закрепившего этот запрет, в России фактически была введена черта оседлости. В дальнейшем все законодательные действия российских властей (до 1917 г.) по отношению к еврейским купцам и торговцам (в том числе занимавшимся коробейничеством), как российским подданным, так и иностранным, в той или иной степени были связаны с ограничением или временным и частичным (с 1859 г. евреям — купцам первой гильдии было разрешено проживание по всей империи) облегчением свободы торговли (подробнее см. Россия).

Перепись 1897 г. выявила, что торговля среди профессиональных занятий евреев стояла на первом месте: из каждых ста человек самодеятельного еврейского населения ею занималось 38,65, а среди всего населения империи — 3,77; среди горожан это соотношение было 37,48 у евреев и 12,42 среди прочего трудового городского населения. Всего же торговлей в империи занималось 618 926 человек, в том числе 450 427 евреев (72,8%). В северо-западных губерниях торговлей среди еврейского самодеятельного населения занималось 31,97%, в Царстве Польском — 39,04%, в юго-западных губерниях — 43,14%, а в юго-восточных губерниях — 45,5%.

Законодательные ограничения и притеснения, а также наличие множества евреев-торговцев в черте оседлости привели к исключительно сильной конкуренции среди них в Российской империи. Другой отличительной чертой еврейской торговли в России было преобладание мелкого капитала (так, в конце 19 в. оборот одного еврейского предприятия в среднем составлял 38,1 рубля, а нееврейского — 56,3 рубля). Главной сферой еврейской торговли почти до конца 19 в. были ярмарки, число которых в России достигало нескольких тысяч.

Евреи много сделали для развития российской внутренней, а особенно внешней торговли. В международной торговле уже в 1878 г. на долю евреев приходилось 60% хлебного экспорта империи, а в дальнейшем (до 1914 г.) вывоз хлеба осуществлялся почти исключительно евреями. Благодаря евреям второй по значению статьей российского экспорта (после хлеба) стал лес, и это несмотря на ограничения для евреев-лесоторговцев и хлеботорговцев (см. Россия). В увеличении экспорта готовой продукции евреи (особенно в Одессе) также играли крупную роль. Еврейские торговцы способствовали росту текстильной промышленности России, продукция которой благодаря им попадала в Царство Польское, а оттуда в Западную Европу. В импорте евреи также играли значительную роль, особенно в торговле чаем (см. К. З. Высоцкий). Перепись 1897 г. дает сведения об участии евреев в отдельных отраслях торговли:

Число евреев, занятых в торговле (включая иждивенцев на их попечении)ТорговляАбс. число, тыс. душПроцент евр. населенияПродуктами сельского хозяйства (в том числе животноводства)942,018,60Без точного обозначения398,57,87Тканями и одеждой159,03,14Строительными материалами и топливом122,02,41

Хотя евреи принимали участие в торговле в Северной Америке с начала ее колонизации, их роль была весьма незначительна вплоть до 1820 г., когда началась эмиграция евреев из Германии в США, которые в своем большинстве занялись торговлей. Первоначально это была торговля вразнос, и лишь позднее, когда евреям удавалось составить достаточный капитал, они открывали постоянные магазины. Евреи активно участвовали в розничной торговле также в Канаде и Южной Америке. Начиная с середины 19 в. еврейские коммерсанты завоевали прочные позиции как в крупных городах, так и в небольших отдаленных поселениях вдоль Миссисипи и Огайо. В 1880-х гг. многие еврейские торговцы в США открывали универсальные магазины (некоторые из этих магазинов впоследствии стали самыми большими в мире). Особое значение для развития американской торговли имела деятельность Ю. Розенвальда, который публиковал внушительные каталоги для заказов товаров по почте, что привело к резкому сокращению деятельности коммивояжеров. Евреи-эмигранты из Восточной Европы были заняты главным образом мелкой торговлей (в том числе вразнос). На Среднем Западе они скупали металлолом для сталелитейных заводов. В Нью-Йорке в 1888 г. 50% из четырех тысяч розничных торговцев мясом были евреями, а в 1900 г. они составляли подавляющее большинство из двадцати пяти тысяч торговцев вразнос. (Евреи доминировали в торговле Нью-Йорка и в 1990-х гг.) В 1920-х гг. в Лос-Анджелесе среди торговцев вразнос было всего 3% евреев.

Упадок розничной торговли в США и изменение социально-профессиональной структуры еврейского населения привели к уменьшению доли евреев в торговле; однако еще в 1960-х гг. около трети самодеятельного еврейского населения США было занято в оптовой и розничной торговле. В 20 в. евреи США были активны в экспортно-импортной торговле, в создании и развитии внутренних торговых сетей и т. п., однако доля еврейского населения, занятого в торговле, неуклонно сокращалась.

В 19–20 вв. эмансипация открыла перед евреями новые области деятельности, включая экономическую сферу, что повлекло за собой постепенное сокращение участия евреев в торговле. Так, в частности, в Германии доля евреев в торговле упала с 5,7% в 1895 г. до 2,5% в 1933 г. В странах Восточной Европы тенденция была противоположной. Так, в Венгрии в 1920 г. 41% еврейского населения, в Чехословакии в 1921 г. — 39,1%, в Польше в 1913 г. — 35,1% и в Советском Союзе в 1926 г. — около 25% еврейского населения было занято коммерцией. Однако и в Восточной Европе эта тенденция претерпела изменение, особенно после Второй мировой войны, в связи с Катастрофой и коренными изменениями в социально-профессиональной структуре еврейского населения (см. Советский Союз; Венгрия, Польша, Румыния; Чехословакия).

О внутренней и внешней торговле в Израиле см. Государство Израиль. Экономика. Торговля. Внешняя торговля.

Смотрите также

Тайиба, ат-Тайба

Тверский Иоханан

Тир

трефа

Трумэн Гарри