Тихо Анна

ТИ́ХО Анна (Ticho, Anna; 1894, Брюнн, Австро-Венгрия, ныне Брно, Чехия, – 1980, Иерусалим), израильская художница, мастер рисунка. В детстве переселилась с семьей в Вену, где с 12 лет обучалась рисованию. В 1912 г. приехала в Эрец-Исраэль и вышла замуж за своего кузена, офтальмолога, также приехавшего из Вены, А. А. Тихо (1883–1960). В Первую мировую войну жила с мужем в Дамаске, где тот служил военным врачом в австрийских войсках. В 1919 г. чета Тихо окончательно поселилась в Иерусалиме. С тех пор Тихо посвятила жизнь помощи мужу, ставшему одним из ведущих иерусалимских врачей, и художественным занятиям. Тихо была одним из основателей новой школы Бецалель (1932). В 1934 г. состоялась ее первая персональная выставка в Иерусалиме. Тихо часто ездила за границу, но основное время проводила в Иерусалиме.

Тихо осталась верной избранному еще в юности виду искусства — рисунку. Если в ранние годы и вплоть до начала 1940-х гг. она предпочитала пользоваться свинцовым карандашом, то со временем она овладела другими материалами — тушью, углем, черным мелом, пастелью и акварелью.

В творчестве Тихо просматривается четкая эволюция. Ее карандашные рисунки до 1940-х гг. свидетельствуют о хорошей школе, пройденной ею в Вене. Это точный и четкий, суховатый и временами слишком подробный рисунок. Характерно, что художница выбирает мотивы, требующие подробной трактовки, — путаницу улочек старого города («Старый Иерусалим», 1931, карандаш; Дом-музей Тихо, далее все приведенные в статье произведения — там же; «Иерихон», 1940, карандаш) или причудливые формы стволов старых деревьев («Оливковое дерево», 1940, карандаш).

В дальнейшем стиль меняется, хотя сюжеты остаются прежними. Появляется беглость штриха, графичность уступает место живописности. Художница прибегает к тонкой и тактичной подцветке. Главным мотивом становятся холмы Иудеи, красоту которых Тихо чувствовала как ни один другой художник. Она мастерски изображает чередование планов, своеобразную слоистость горных пород. В ее рисунках исчезает прежняя мелочность трактовки. Природа наделяется мощью, ее формы трактуются обобщенно («Холмы Иудеи», 1963, перо, тушь; «Летний зной», 1966, черный мел).

Во время походов по окрестностям Иерусалима Тихо делала маленькие беглые зарисовки с натуры. По ним она создавала уже в мастерской грандиозные обобщения — образы природы Иудеи. В старости, начиная с 1960-х гг., она была вынуждена работать только в мастерской, но ее творческая фантазия не иссякала. Тихо стала вводить в свои произведения цвет и придавать пейзажам тонкую красочность («Пейзаж с горами», 1978, уголь и пастель; «Осень», 1973, та же техника).

Важное место в творчестве Тихо занимают зарисовки типов и портретные эскизы. Художница выполняла их обычно тушью и пользовалась тростниковым пером — излюбленным инструментом ранних венских экспрессионистов. Неподатливый инструмент, требующий верности руки и быстроты исполнения, заставлял ее заострять характеристику, с особой лаконичностью фиксировать черты модели («Слепой», около 1959 г., тушь; «Нищий», 1956, та же техника).

Своеобразной прелестью обладают поздние цветочные натюрморты, выполненные акварелью. Это скромные цветы пустыни и гор, написанные с изяществом и вкусом, присущими китайской классической живописи («Красные цветы», 1969, акварель).

Творческий вклад Тихо в искусство Израиля был высоко оценен: в 1970 г. художница стала почетным гражданином Иерусалима, а в 1980 г. ей присуждена Государственная премия Израиля.

Дом четы Тихо передан Израильскому музею, где хранится практически все творческое наследие художницы.

Смотрите также

Табачник Аврахам Бер

Табха

Теллер Эдвард

ткацкое производство

Транснистрия