ткацкое производство

ТКА́ЦКОЕ ПРОИЗВО́ДСТВО. В библейский период (см. Библия) ткани выделывались преимущественно из шерсти и холста, которые иногда подвергались крашению. Холст и шерсть были основным текстильным сырьем. Эрец-Исраэль изобиловала шерстью, а Вавилония славилась дешевизной холста. Согласно Псах. 109а, в то время как в Вавилонии наиболее дороги были крашеные шерстяные ткани, в Эрец-Исраэль дороже всего ценился белый холст. В талмудический период (см. Талмуд) начинается также выделка тканей из новых материалов — хлопка (цемер гефен), льна (кутна; ныне это слово означает хлопок), верблюжьей шерсти, пеньки, шелка; входят в употребление ткани из смеси пеньковой и холстяной нити; упоминаются козья и кроличья шерсть. Ткачество было одним из важнейших занятий домашнего хозяйства, однако наряду с этим существовало ремесленное производство тканей.

В средние века значительная роль евреев в ткацком производстве в странах Средиземноморья объясняется широким участием евреев в торговле тканями, в первую очередь шелковыми. Упоминаемые в источниках этого времени еврейские купцы — обычно торговцы тканями. Традиционно евреи придавали большое значение также производству тканей, чтобы избежать ша‘атнеза. В мусульманской Испании многие евреи были заняты в производстве шелка и шерстяных тканей (последние производились на Мальорке, в Барселоне, Валенсии и Сарагосе). В христианской Испании известны евреи, занимавшиеся мойкой готовых тканей. В Сарагосе евреи были заняты выделкой простого текстиля и крашением тканей. В правление короля Рогера в Сицилии еврейские пленники с Балкан заложили в 1147 г. основы местного шелкопрядения. Биньямин из Туделы упоминает евреев Фив, Салоник и Константинополя (см. Стамбул), занимавшихся выделкой шелка и пурпуровых тканей. Под влиянием церкви светские власти вводили для евреев ограничения на пользование дорогими тканями. Так, например, в Испании евреям было запрещено носить платье из красной ткани, из войлока и кашелота (верблюжья шерсть с шелком).

В Османской империи многие испанские и португальские изгнанники продолжали свое традиционное занятие торговлей и ткачеством. Салоники были значительным центром ткацкого производства, в котором в 16 в. число евреев достигало нескольких тысяч. С 1586 г. османские власти взыскивали с евреев Салоник налог тканью. Наибольшего расцвета еврейское ткацкое производство в Салониках достигло в 1500–80 гг., однако финансовый кризис 1584 г. вынудил многих еврейских ремесленников перенести свою деятельность в другие центры ткацкого производства — в Смирну, на Родос и другие. В результате импорта высококачественных европейских тканей евреи Салоник стали специализироваться на производстве ковров. В Цфате в период расцвета ткацкого производства (1530–60) большинство жителей города было занято на выделке высококачественных тканей из импортной шерсти с Балкан; остатки шерстобитных машин, приводившихся в действие водой, сохранились до сих пор в русле Нахал Амуд близ города.

Начиная с 16 в., евреи широко участвуют в торговле тканями и текстильным сырьем в Восточной Европе. В 17 в. еврейская община Познани объявила свою монополию на покупку шерсти-сырца местного производства и приняла меры, чтобы не допустить на местный рынок чужих перекупщиков. Еврейские торговцы в восточных районах Австро-Венгрии и в черте оседлости снабжали крестьян текстильным сырьем. Менее широкое участие евреи принимали в ткацком производстве, однако известны еврейские ткачи в Плоцке в 16 в.; в 1636 г. в Межириче ткачи-христиане напали на своих еврейских конкурентов.

В 19 в. евреи внесли значительный вклад в развитие польской текстильной промышленности, в первую очередь в Лодзи. В начале 1840 г. еврейские торговцы шерстью и пряжей, а также импортеры хлопка стали основывать собственные коммерческие предприятия. В 1848 г. занимались коммерческой деятельностью в Лодзи 82 еврея, из них 39 были поставщиками шерсти-сырца и пряжи. В 1864 г. в Лодзи действовали более 50 независимых еврейских производителей текстиля. В начале 1860-х гг. начался быстрый рост еврейских инвестиций в ткацкое производство в Лодзи и в Белостоке. Евреи также открывали собственные предприятия. Им принадлежала ведущая роль во введении новых технических методов организации производства. В 1867 г. более десяти процентов владельцев текстильных предприятий Лодзи были евреями, и хотя их доля в общем производстве составляла лишь около восьми процентов, несколько еврейских фабрикантов (Исраэль Познанский, Иехошуа Биренбаум и другие) в скором времени стали одними из ведущих в ткацком производстве в Лодзи. К началу Первой мировой войны более 45% текстильных предприятий города принадлежали евреям, и около 27 тыс. еврейских рабочих были заняты в различных сферах текстильного производства (однако лишь незначительная часть была рабочими на фабрике, около трети — жившие в крайней бедности — продолжали заниматься кустарным производством). В независимой Польше между двумя мировыми войнами участие евреев в текстильном производстве в Лодзи и Белостоке резко сократилось вследствие дискриминационной антиеврейской политики правительства. К 1931 г. в руках евреев находились преимущественно малые предприятия, а от общего числа занятых в текстильном производстве евреи составляли лишь 16%.

На ярмарках Центральной Европы еврейские торговцы тканями, преимущественно из Польши и Литвы, играли видную роль. В Вене еврейские торговцы из Галиции и Венгрии продавали сырье еврейским купцам из Богемии и Моравии, где было развито текстильное производство. Почти вся торговля шерстью в Венгрии была сосредоточена в руках евреев, из числа которых во второй половине 19 в. вышли основатели венгерской текстильной индустрии (братья Адольф и Генрих Кунеры, Шмуэль Гольдбергер, произведенный в дворянство в 1867 г., Лео Будай /Гольдберг/, Роберт Журдай /Вайс; произведен в дворянство в 1899 г./). Среди привилегированных коммерсантов Вены были Герман Тодеско, основавший здесь шелковое производство, и Михаэль Бидерман, благодаря деятельности которого Вена заменила Будапешт в качестве имперского центра торговли шерстью. В 1846 г. из 133 набивочных предприятий 33 принадлежали евреям, 11 из 72 производителей хлопка и 27 из 53 комиссионных агентов были евреями. В 1855 г. евреям принадлежали 89 набивных и красильных предприятий, что составляло пять процентов от их общего числа. После отмены ограничений на коммерческую деятельность евреев (1859 г. и 1867 г.) их участие в венской торговле текстилем практически превратилось в монополию. В Богемии и Моравии, наиболее индустриальных областях Австро-Венгрии и основных производителях текстиля, евреи, начиная с 17 в., были почти монопольными торговцами шерстью-сырцом: еврейские скупщики сельскохозяйственной продукции перепродавали купленную у крестьян шерсть еврейским купцам, которые, после передачи ее на мытье, отбелку и прядение, продавали готовую пряжу на ярмарках. Одним из первых производителей тканей был Ф. Эренштамм, во время наполеоновских войн он поставлял ткани для австрийской армии, организовав сотни мелких местных производств текстиля. В Брно три из семи первых паровых прядилен были основаны евреями, прежде занимавшимися торговлей шерстью. Среди крупнейших фирм были предприятия Л. Аушпица, фабрики компании Лоев-Баер, братьев Поппер и Шломо Стракоша. Евреи широко участвовали в сбыте тканей, в первую очередь в Праге, где почти все торговцы текстилем были евреями (459 из 498 в 1772 г.). Некоторые из них основали собственные фабрики по набивке тканей и т. п. (братья Моше и Леопольд Поргес, Шломо Брандейс, Шимон Лемель и другие). В Чехословакии после Первой мировой войны еврейское участие в производстве тканей еще более возросло. Производство джута было национализировано под руководством Э. Вайссенштейна и Р. Моравица (оставался президентом концерна Джут [Юта] до 1939 г.). В Турнове, центре льняного производства, пост председателя льняной биржи на протяжении многих лет занимал А. Видеки.

Протекционистская экономическая политика в Пруссии 18 в. способствовала вовлечению придворных евреев и еврейских финансистов в местное текстильное производство. В 1714 г. Леви Ульфф привез в Бранденбург голландских ремесленников и основал здесь фабрику по производству тесьмы. Главы берлинской общины предложили основать за свой счет текстильные фабрики в Померании и прислать туда три тысячи рабочих в обмен на освобождение общины от вновь введенного налога, однако их предложение было отклонено. На протяжении 18 в. евреи участвовали в создании предприятий по производству шелка, тесьмы и т. п. В 1772 г. Биньямин Вайтель Эфраим, широко используя непрофессиональный труд еврейских женщин, основал в западных районах Польши производство бельевого кружева; затем он создал школы по обучению этому ремеслу, и к 1785 г. у него работали семьсот еврейских женщин и девушек. В Штутгарте, ставшем центром ткацкой промышленности Южной Германии, в 1930 г. было около 170 евреев — производителей текстиля и примерно столько же торговцев текстилем. Много евреев было занято в этом производстве в Вестфалии, Силезии и других местах. Между двумя мировыми войнами ведущим еврейским торговцем текстилем был мультимиллионер и филантроп (см. Филантропия) Джеймс Симон. Характерной особенностью еврейской текстильной торговли в Германии была тесная связь с британским рынком и промышленной технологией. Участие евреев в торговле готовыми тканями было вдвое выше (около 40%) сравнительно с их участием в текстильном производстве.

В Великобритании евреи стали принимать активное участие в производстве и торговле тканями главным образом после индустриальной революции. Одним из первых был Натаниэл Ротшильд (см. Ротшильд, семья), начавший производство хлопчатобумажных изделий (в частности, военной формы) в Манчестере в 1797 г. В текстильном центре в Брэдфорде в 1838 г. значительный вклад в развитие британского текстильного производства внес Я‘аков Беренс, также выходец из Германии. В последней четверти 19 в. немецкие евреи, среди них сэр Отто Яффе, сыграли видную роль в развитии производства в Шотландии.

В Соединенных Штатах Америки лишь немногие евреи были заняты в производстве текстиля (известна семья Кон из Каролины), однако они активно участвовали в торговле текстилем и текстильным сырьем. Евреи — в качестве предпринимателей, рабочих текстильных предприятий и глав профессиональных объединений — сыграли ведущую роль в развитии пошивочного производства в восточных штатах США.

В Эрец-Исраэль в период британского мандата текстильная промышленность достигла сравнительно высокого уровня развития. Так, в 1937 г. в стране действовало 86 прядильных и ткацких фабрик, на которых было занято полторы тысячи рабочих. Наиболее значительным из этих предприятий была «Ата» близ Хайфы. Вследствие прекращения импорта текстиля во время Второй мировой войны производство тканей в Палестине резко возросло. В 1943 г. число текстильных предприятий достигло 250, а число занятых на них составило более пяти с половиной тысяч человек. С образованием Государства Израиль и началом политики стимулирования отечественного промышленного производства произошел дальнейший рост текстильной промышленности. Кирьят-Гат и Нацрат-‘Иллит стали значительными центрами текстильного производства. Особую роль в развитии отечественного текстильного производства сыграл П. Сапир. Новые предприятия основывались преимущественно в районах развития. В 1965 г. в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе были заняты 25% рабочих-текстильщиков, а остальная часть — в новых индустриальных районах в Лахише, Ашкелоне, Негеве и Галилее. В 1965 г. в стране действовало 1007 текстильных предприятий, на которых было занято 26,3 тыс. рабочих. В 1970 г. общее число прядильных станков достигло трехсот тысяч. В конце 1960-х гг. текстильная промышленность по объему производства уступала лишь пищевой, и ее продукция составляла 10% от общего индустриального производства и 12% промышленного экспорта страны (второе место после продукции алмазообрабатывающей промышленности). Значительную роль в развитии текстильной промышленности Израиля сыграл быстрый рост хлопководства.

Развитие в Израиле новых, связанных с новой технологией отраслей промышленности (электронной, оптической, телекоммуникационной и т. п.) в 1970–80-х гг. привело к кризису трудоемкой и не требующей высококвалифицированной рабочей силы текстильной промышленности; не выдержав конкуренции с дешевым трудом в развивающихся странах, ряд предприятий с устаревшим оборудованием (в том числе «Ата») были закрыты.

Смотрите также

Тейф Моше

Тель-Хай

Толстой Лев

Тоскана

Тумаркин Иггаэль