Кук Аврахам Ицхак ха-Кохен

КУК Аврахам Ицхак ха-Кохен (1865, Грива, ныне в Даугавпилсе, – 1935, Иерусалим), раввинский авторитет и мыслитель. Получил традиционное еврейское религиозное образование. В 1884–86 гг. учился в Воложинской иешиве (см. Воложин), где сблизился с возглавлявшим ее Н. Ц. И. Берлином. Не ограничиваясь изучением Талмуда, изучил Библию, иврит, еврейскую и общую философию и каббалу. В 1888 г. Кук был назначен раввином в город Жеймели (ныне Жеймялис, Литва), а в 1895 г. — в город Бауск (ныне Бауска, Латвия).

В 1904 г. Кук прибыл в Эрец-Исраэль, где стал раввином Яффы и практически всего нового ишува. Кук солидаризировался с сионистским движением (см. Сионизм), что вызвало сопротивление в ортодоксальных кругах; одновременно энергично выступал против антирелигиозного фанатизма некоторой части прибывавших в страну молодых репатриантов-халуцим. В стремлении приобщить представителей ортодоксального еврейства к идеалам сионизма Кук предпринял поездку в Европу на конференцию Агуддат Исраэль (1914).

Начало Первой мировой войны помешало возвращению Кука в Эрец-Исраэль, и он временно возглавил одну из еврейских общин Лондона, стараясь побудить евреев Англии к поддержке сионистской политической деятельности. После окончания войны Кук вернулся в Эрец-Исраэль и был назначен главным раввином Иерусалима (1919); с образованием главного раввината (1921) был избран первым верховным ашкеназским (см. Ашкеназы) раввином Эрец-Исраэль.

Кук развил религиозно-философскую концепцию сионизма и его роли в еврейской истории. Он считал, что возвращение еврейского народа в Эрец-Исраэль означает начало избавления (атхалта ди-геулла). Декларация Бальфура, по мнению Кука, возвестила новую эру возрождения еврейского народа. Однако Кук критиковал сионистское движение за одностороннюю заботу об удовлетворении лишь мирских, главным образом материальных потребностей народа и пренебрежение религией. В начале 1918 г. Кук обратился к евреям всего мира с призывом поддержать движение Дегел Иерушалаим, подчеркивавшее духовный аспект национального возрождения. Интерес к этому движению в еврейских кругах был, однако, недолговечен.

Отношения Кука с различными общественными и религиозными течениями в ишуве были сложными. Одобряя создание религиозной сионистской партии Мизрахи, Кук считал ее задачей защиту практических религиозных интересов. Он расходился с большинством раввинов по ряду конкретных вопросов, в частности о значении главного раввината Эрец-Исраэль, в котором Кук усматривал первый шаг к восстановлению Синедриона.

Критикуя иешивы своего времени за то, что в них не преподаются светские предметы, Кук мечтал о создании обновленной иешивы, в которой изучались бы Библия и Талмуд, еврейская мысль и светские науки, а также ораторское искусство и литературное мастерство. Ее выпускники стали бы подлинными учителями и духовными лидерами своих общин. В 1924 г. Кук основал в Иерусалиме иешиву, резко отличавшуюся от других отношением к религии и сионизму; она приобрела известность под названием «Мерказ ха-рав».

В последние годы жизни Кук выступил в защиту А. Ставского, обвинявшегося в убийстве Х. Арлозорова, что привело к его конфликту с рабочим движением. В то же время фанатики ультрарелигиозной общины (ха-‘эда ха-харедит; см. Наторей карта) вели против него непрекращающуюся кампанию. Несмотря на эти разногласия, Кук всегда был преисполнен любви ко всему еврейскому народу и неизменно пользовался любовью еврейских масс.

В Куке удивительно сочетались глубокое увлечение мистикой с активным интересом к окружающей жизни. Мистическое мировоззрение Кука требовало не аскетического самоограничения, но наполнения материальной жизни религиозным смыслом. Убежденный сторонник сионистского движения, он считал великой трагедией то, что сионизм возник в конце 19 в., в эпоху общего упадка религии. Кук верил, что движение за возвращение еврейского народа на его родину должно быть по самой своей сути религиозным, ибо только в Стране Израиля еврейский народ сможет жить полной религиозной жизнью.

Трагедия современного человечества, по мнению Кука, состоит в том, что оно достигло огромного прогресса во всем, кроме религии. Научный и социальный прогресс привел к небывалому расширению умственных горизонтов человека и породил в нем чувство принадлежности ко всему человеческому роду. Отсюда проистекает критическое отношение к традициям и стремление к универсализму.

Научная картина мира и положенная в ее основу идея эволюции вступают в видимое противоречие с традиционным религиозным мировоззрением.

Многие молодые евреи Восточной Европы начала 20 в., разделяя «религиозную» страсть современников-неевреев к справедливости и равенству и их веру в то, что традиционная религия враждебна прогрессу, присоединялись к социально-революционным движениям и рвали связи с иудаизмом. Кук указывал, что эта «современная ересь» ошибочно усматривает в религии препятствие социальному прогрессу и что религиозный смысл борьбы за справедливость лишь временно скрыт от ее участников.

Критикуя идеологию, ограничивающуюся стремлением к улучшению только материальных условий жизни, Кук осуждал и тех, кто, соблюдая все предписания религии, не интересуется социальными вопросами. Религия не должна давать точные рецепты социальных и политических реформ, но последовательное применение законов Торы в социально-экономических вопросах несовместимо с капиталистической системой; принцип «делай справедливое и доброе перед очами Господа» (Втор. 6:18) ограничивает привилегии собственников и налагает на них тяжелые обязательства.

Библейские законы о юбилейном годе Кук интерпретировал как предписание о периодическом прекращении всякой деятельности, преследующей цели наживы. Социальная философия Кука коренилась в его учении о гармонии между религиозным благочестием и естественной моралью. Кук отказывался признавать четкое разделение между «священным» и «мирским» и утверждал, что все существенно важное для человеческой жизни является потенциально священным. Не прогресс науки угрожает религии, но отставание от него религиозной мысли.

Материальные нужды человека неотделимы от его духовных устремлений и являются низшими ступенями лестницы, по которой человек восходит к духовному совершенству. Представление о святости как о чисто духовном состоянии односторонне и господствовало в галуте. Возрождение нормальной жизни еврейского народа на своей земле должно вернуть его к идеалу «нормальной» святости. В речи, произнесенной на церемонии открытия Еврейского университета в Иерусалиме (1925), Кук призывал к синтезу религиозных и светских знаний. Исключительное занятие наукой, предупреждал Кук, таит в себе угрозу отчуждения человека от вечных ценностей религии.

Библейский рассказ о творении, согласно Куку, требует глубокой мистической интерпретации (см. Библия; Бытие). В отличие от многих современников, Кук считал идею эволюции созвучной глубочайшим прозрениям еврейской мистики, которая рассматривает мир как непрерывно развивающийся и стремящийся к совершенству. Кук верил, что мир эволюционирует к идеалу универсализма, который требует, однако, подготовки человека в рамках отдельных национальностей.

В Божественном плане эволюции, направленной к универсализму, еврейский народ отмечен печатью избранничества (см. Избранный народ): ему предназначено Богом самоотверженно трудиться над приближением идеала человеческого совершенства. Еврейский народ отличается от других тем, что главные движущие силы его истории — не природные или социальные, но Божественные. Связь между народом Израиля и его страной предопределена Богом. Ей принадлежит существенная роль в Божественном плане преображения мира, над выполнением которого еврейский народ должен свободно и добровольно трудиться.

Кук является автором многочисленных произведений. Изложение его религиозно-философских идей, как правило, не носит систематического характера, но отражает личность автора, его мистические прозрения и раздумья. Религиозно-философские труды Кука собраны в таких изданиях, как «Орот ха-кодеш» («Огни святости», в 3-х т., 1963–64), «Иггрот ха-Реайа» («Эпистолы рабби Аврахама Ицхака ха-Кохена», в 3-х т., 1962–65), «Орот» («Огни», 1961), «Орот ха-тшува» («Огни раскаяния», 1955) и других.

Кук является также автором ряда галахических трудов и религиозных стихотворений (сборник «Орот ха-Реайа»). Литературное наследие Кука до сих пор не опубликовано полностью. Выдержки из трудов Кука в переводе на русский язык составили сборники «Избранное» (Иер., 1981) и «Страна Израиля и народ Израиля в учении рабби А. И. Акоэна Кука» (Иер., без года издания).

Цви Иехуда бен Аврахам Ицхак ха-Кохен Кук (1890, Жеймели, – 1982, Иерусалим), сын Аврахама Ицхака Кука. В Израиле с 1904 г. Учился в иешиве «Эц-хаим» в Иерусалиме. Помогал отцу в организации иешивы «Мерказ ха-рав», а после его смерти возглавлял ее вместе со своим шурином Ш. Н. Ра‘ананом (1900–72). Последователь идей своего отца, с успехом применял его методы преподавания. Оказал большое влияние на мировоззрение значительной части религиозной молодежи Израиля.

Убежденный сторонник сионизма, выступал против возвращения арабам территорий, находящихся под контролем Израиля с 1967 г. Ученики Кука составляют основное ядро движения Гуш Эмуним. Автор многочисленных статей, частично собранных в сборнике «Ли-нетивот Исраэль» («К путям Израиля», 1967). Кук посвятил себя также редактированию и публикации произведений своего отца.

Смотрите также

кна‘аним

Коффка Курт

крымчаки

Кузнец Саймон

курдские евреи