кна‘аним

КНА‘АНИ́М (כְּנַעֲנִים, ханаанцы), прозвище немногочисленной группы молодых еврейских интеллектуалов в Эрец-Исраэль, называвших себя Ха-‘иврим ха-це‘ирим («младоевреи»). Идейные истоки кна‘аним прослеживаются в свойственном раннему светскому сионизму отталкивании от еврейской религиозной традиции, отождествлявшейся с психологией галута. Это отталкивание нашло яркое выражение в творчестве Д. Фришмана, М. И. Бердичевского и Ш. Черниховского (см. также Иврит новая литература). Как группа кна‘аним начали свою деятельность в 1942 г. публикацией ряда брошюр. К концу периода британского мандата и в первые годы существования государства кна‘аним выработали культурно-политическую идеологию, главным положением которой было противопоставление формирующейся в Израиле новой нации — иврим евреям галута — иехудим (см. Еврей). Новая нация, согласно этой идеологии, состоит из уроженцев страны, независимо от их вероисповедания (в том числе мусульман и христиан, считающих себя не арабами, но иврим), а также из иммигрантов, желающих влиться в ее состав. «Страна иврим» (Эрец-‘Эвер), противопоставляемая «Стране Израиля» (Эрец-Исраэль) должна простираться от Средиземного моря до бассейна реки Евфрат. Культурные истоки новой нации кна‘аним искали в цивилизации языческих племен, населявших Древний Восток, в особенности Ханаан, до возникновения иудаизма. Они отвергали культуру еврейства диаспоры и сам термин «евреи» (иехудим) как означающий лишь последователей определенной религии, но не членов нации. Инициатором и лидером движения кна‘аним был поэт И. Ратош, наиболее видными из его сторонников были поэт А. Амир и писатель Б. Таммуз. Психологические различия между поколением уроженцев Эрец-Исраэль и поколением их родителей-иммигрантов внушили кна‘аним надежду на их успехи в деле «формирования» молодого поколения. В 1948–53 гг. группа издавала журнал «Алеф». Идеи, родственные идеям кна‘аним, позднее высказывались на страницах выходившего под редакцией А. Амира литературного журнала «Кешет» — главным образом в статьях А. Г. Хорона (Гуревича; предшественник кна‘аним уже в конце 1930-х гг.).

Модификацией идеологии кна‘аним явились идеи группы Пе‘улла шемит (Семитское действие), основанной У. Авнери и Н. Ялин-Мором, которые на страницах журналов «Ха-‘Олам ха-зе» и «Этгар» проводили различие между понятиями иехуди и иври, призывали к разрыву с еврейством диаспоры, сближению с палестинскими арабами и установлению федеративных отношений между ними и Израилем. Группа разошлась со сторонниками И. Ратоша, стремившимися не к федерации двух наций, а к созданию единой новой нации, говорящей на иврите.

В 1969 г. кна‘аним возобновили свою политическую деятельность, выступая с требованием создать сеть школ с обучением на иврите для всего нееврейского населения контролируемых Израилем территорий и привлечь его к службе в рядах Армии обороны Израиля. Группа приняла название кна‘аним, бывшее первоначально ироническим прозвищем. Политическое влияние кна‘аним осталось, однако, ничтожным.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

Смотрите также

Каплан Танхум

Касовский Хаим Иехошуа

Кестенберг Лео

Кол нидре

Коран