ктубба

КТУББА́ (כְּתֻבָּה; мн. число כְּתֻבּוֹת, ктуббот), документ, удостоверяющий согласие жениха и невесты вступить в брак и перечисляющий обязательства мужа по отношению к жене. Ктуббот составлялись, видимо, уже в начале периода Второго храма. Письменный брачный договор, датированный 449 г. до н. э., обнаружен среди арамейских (см. Арамейский язык) папирусов еврейской общины Элефантины; подобный договор упоминается в Товита книге (не ранее 4 в. до н. э.; 7:14). Согласно Талмуду (Кт. 82б), Шим‘он бен Шетах (1 в. до н. э.) внес исправления в бытовавший до него текст ктуббы. Отрывки ранних текстов ктуббы приводятся главным образом в талмудическом трактате Ктуббот, который почти целиком посвящен разбору правовых аспектов брачного договора. Полный текст ктуббы, мало отличающийся от ныне принятого, содержится в кодексе Яд ха-хазака Маймонида (Майм. Яд., Хилхот иббум 4:33).

Декларативная часть ктуббы содержит дату и место бракосочетания, имена брачующихся и их отцов, предложение жениха невесте быть его женой «по закону Моисееву и Израилеву» и обязательство чтить, кормить, содержать ее и исполнять супружеские обязанности, а в случае расторжения брака выплатить ей указанные в ктуббе суммы (см. ниже). Эту часть ктуббы завершает согласие невесты стать женой жениха.

Усматривая главную функцию ктуббы в защите интересов жены как стороны более слабой в правовом отношении, законоучители Талмуда внесли в часть контракта, определяющую ответственность мужа и его наследников, ряд финансовых обязательств, рассчитанных как на то, чтобы «не облегчать мужу развод» (Иев. 89а и в других местах), так и на обеспечение жены средствами существования в случае развода или смерти мужа.

Установленная в Талмуде (Кт. 1:2) сумма минимального основного обязательства (иккар ктубба) — 200 зузов невесте-девственнице и 100 зузов вдове или разведенной (зуз периода Мишны — около 3,5 граммов серебра) — стала впоследствии исходной суммой, выплачиваемой в местной валюте и изменяющейся в зависимости от ее ценности в данное время (Майм. Яд., Хилхот ишут 23:12; Ш. Ар. ЭхЭ. 66:11).

В ктуббе отмечается также добавочная сумма (тосефет ктубба), которая определяется женихом (Кт. 5:1) и обычно во много раз превышает основную сумму ктуббы, стоимость приданого невесты наличными, драгоценностями и прочим имуществом (недунья) и, наконец, прибавка жениха к приданому (тосефет недунья), также обычно превышающая его стоимость (Кт. 6:3). Ответственность по этим обязательствам вступающий в брак возлагает на себя и своих наследников, гарантируя их выполнение всем своим имуществом «вплоть до одежды, что на плечах его». Подписывают ктуббу два свидетеля, а в Израиле и некоторых общинах диаспоры также жених (см. Брак).

После чтения ктуббы вслух под хуппой (см. Брак) она вручается новобрачной, которая, ввиду запрета пребывать в сожительстве без ктуббы (БК. 89а), обязана хранить документ. В случае пропажи ктуббы муж должен заменить ее новой, составленной в присутствии бет-дина и повторяющей все обязательства оригинала. Расторжение брака по вине жены (см. Развод) лишает ее права на взыскание полагающегося ей по ктуббе, кроме ее приданого (Ш. Ар, ЭхЭ. 115:5).

В ортодоксальных общинах издревле установленный арамейский текст ктуббы является обязательным и поныне. К немного видоизмененному тексту, принятому в общинах консервативного иудаизма, прилагается перевод на местный язык. В реформистских общинах (см. Реформизм в иудаизме) традиционная ктубба заменена свидетельством о бракосочетании, сформулированном Центральной конференцией американских реформистских раввинов.

Обычай украшать ктуббу орнаментами восходит, по-видимому, к первым векам средневековья. Наиболее ранний фрагмент украшенной ктуббы, обнаруженный в Каирской генизе, относится, вероятно, к 11 в.; пересекающиеся полукружия над ее текстом, видимо, составляли часть своего рода архитектурного обрамления. Ктубба из Кремса (Австрия, 1392) украшена фигурами жениха и невесты и растительным орнаментом.

На более поздних иллюминированных ктуббот (часто исполнены на пергаменте) изображены также знаки зодиака, фамильные гербы, аллегорические фигуры, в том числе амуры, и т. п. Особенно роскошна орнаментация ктуббот 17–18 вв. из Италии, Нидерландов и стран Ближнего Востока (подробней см. Искусства пластические).

Смотрите также

Казакевич Эммануил

Кения

конкорданции

«космополиты»

Кфар-Блюм