Крит

КРИТ (на иврите כְּרֵתִים, Кретим), остров в восточной части Средиземного моря, принадлежит Греции. Библия указывает на тесную связь между Критом и филистимлянами (Иех. 25:16; Цфан. 2:5), но также называет их пришельцами с острова Кафтор (Иер. 47:4; Ам. 9:7). Исследователи библейской топонимики усматривают в этом доказательство идентичности или географической близости Крита и Кафтора. Кандия — гораздо более позднее название острова — встречается уже в Талмуде (Иома 10а); в средневековой раввинистической литературе оно полностью вытеснило библейское.

На существование значительной еврейской общины на Крите во 2 в. до н. э., возможно, указывает сообщение в Первой книге Маккавеев (15:23; см. Маккавеев книги), что циркуляр римского консула Люция о возобновлении дружественного договора между Римом и Шим‘оном Хасмонеем был в 142 г. до н. э. направлен и в критский город Гортина. Филон Александрийский в 1 в. н. э. называет Крит в числе стран со значительным еврейским населением (Делегация к Гаю, 281). Из семьи еврейских нотаблей Крита происходила последняя (четвертая) жена Иосифа Флавия (Жизнь, 427). О критских евреях, живших в Иерусалиме, говорится в Новом завете (Деян. 2:11).

Мало что известно о положении еврейской общины под властью Византии (с 395 г. н. э.), арабов (с 823 г.), снова византийцев (с 961 г.) и крестоносцев, завоевавших остров в 1204 г. и, видимо, в том же году передавших его Венеции. Сохранились сведения, что в начале 5 в. евреи Крита были по приказу императора Феодосия II изгнаны с острова, а объявившийся там около 448 г. лжемессия выдавал себя за Моисея и обещал вернувшимся к тому времени изгнанникам «привести их в Иудею без кораблей» В период венецианского владычества (до 1669 г.) еврейская община Крита достигла значительного экономического и культурного расцвета и стала прибежищем многих евреев из различных стран Европы и Ближнего Востока. Кроме итальянских евреев, селившихся на Крите после 1204 г., там осели беженцы из Германии, Греции и арабоязычных стран Средиземноморья, а после изгнания евреев из Испании (1492) появилось большое число переселенцев с Иберийского полуострова. Еврейское население Крита, численность которого никогда не превышала 1,2 тыс. человек, в основном было сосредоточено в трех главных портовых городах острова: Кандии, Кании и Ретимноне (ныне, соответственно, Ираклион, Ханья и Ретимни). На развитие духовной и культурной жизни общины Кандии, самой значительной на Крите и вплоть до нового времени славившейся ученостью своих раввинов, оказали большое влияние такие выдающиеся талмудисты, ученые и мыслители, как Шмария бен Элияху Икрити (1275–1355), Михаэль бен Шабтай Балбо (родился в 1411 г. – умер не ранее 1484 г.), Элияху бен Моше Абба и Иосеф Шломо Дельмедиго (см. Дельмедиго, семья), Элияху бен Эли‘эзер Философ (15 в.), Элияху бен Элкана Капсали (1483–1555) и другие.

Под властью венецианцев евреи Крита занимали промежуточное положение между закрепощенным коренным греческим населением и феодальной знатью, но за исключением немногих богатых коммерсантов, пользовавшихся статусом граждан Венецианской республики, официально числились крепостными. Отношение нееврейского населения к евреям было, как правило, крайне недружелюбным. Хотя власти притесняли их, ограничивали в правах, облагали непосильными налогами и обязывали ссужать правительство деньгами, в частности, на нужды войн Венеции с Турцией, экономическое положение еврейских общин в целом было устойчивым. Большинство евреев занималось разного рода ремеслами, но им были доступны также профессии врача и адвоката.

С 1350 г. евреи были обязаны селиться в еврейских кварталах, носить отличительный знак на одежде и помечать им свои дома. В 1416 г. приобретение земли евреями было ограничено и в 1423 г. полностью запрещено. Запрет заниматься посредничеством был объявлен в 1433 г. В 1449–50 гг. евреев Крита обвинили в распятии зарезанного на Песах агнца (обвинение, связанное с истоками кровавого навета), а в 1452 г. — в гостии осквернении. Постыдным бременем для еврейской общины было назначение из ее среды городского палача.

Свод постановлений критской общины («Такканот Кандия»), сложившихся на протяжении 13–16 вв., свидетельствует как о борьбе ее руководства с опасностью религиозного и морального упадка, так и о ее прочной внутренней структуре, исправно действующих учреждениях в рамках предоставленного ей самоуправления (в частности, в области культа) и активной экономической, общественной и духовной жизни критского еврейства. Объединение местных общин возглавлял избираемый еврейскими нотаблями кондостабло, представлявший его перед властями; ему помогали вести дела хашбаним (`казначеи`) и советники. Мешуллам из Вольтерры, посетивший Крит в 1481 г., застал на острове шестьсот еврейских семей и четыре синагоги (одна сохранилась доныне в Ираклионе). Община романиотов (самая древняя на острове) долгое время представляла собой элиту критского еврейства.

Усилившиеся в 16 в. антиеврейские выступления христианского населения Крита и притеснение евреев правительством острова не прекратились и после их сурового порицания Константинопольским патриархом (1568). Фанатичный религиозный правитель Крита Дж. Фоскарини (правил в 1574–77 гг.) принял строгие меры к изоляции евреев, отказавшихся перейти в христианство, и обложил еврейскую общину тяжелыми налогами. В 1583 г., во время войны с Турцией, греки Кандии, возбужденные слухами о том, что евреи укрывают турок, напали на еврейский квартал, и лишь вмешательство венецианского войска предотвратило резню. Годовщина этого события (18 таммуза) отмечалась евреями Крита как Пурим Кандия (см. Пурим. Пурим местный). Вместе с тем экономическое положение еврейского населения Крита оставалось удовлетворительным. В их руках была сосредоточена торговля сахаром, воском, кожей, индиго, вином и т. п.; некоторые евреи занимались ростовщичеством (см. Ссуда денежная) и банковским делом.

В период турецкого владычества (1669–1898) наступил упадок еврейской общины Крита; оторванность от западноевропейских центров привела к ее материальному и культурному обнищанию. Благожелательное отношение турецких властей к еврейскому населению острова и лояльность последнего к Турции усиливала неприязнь греческого населения к евреям, и участившиеся в 19 в. антитурецкие восстания часто сопровождались еврейскими погромами. Тем не менее, в борьбе за объединение Крита с Грецией принимал участие И. М. Барух, пропагандировавший идею создания еврейской армии, с помощью которой он надеялся отвоевать у Турции Палестину для еврейского народа.

После поражения Греции в греко-турецкой войне 1897 г. многие евреи покинули Крит. Оставшиеся зарабатывали на жизнь мелким ремесленничеством и коробейничеством. Когда в 1898 г. Турция предоставила Криту административную автономию, еврейское население Крита состояло из 225 семей (около 1150 человек), которые жили в городах Ханья (двести семей), Ираклион (двадцать семей) и Ретимни (пять семей). В 1913 г. Крит вошел в состав Греции.

В канун Второй мировой войны на Крите жило около 400 евреев. После вторжения немецких войск (апрель 1941 г.) в Грецию многие евреи бежали оттуда на Крит, который был оккупирован немцами в мае–июне 1941 г. В июне 1944 г. евреев Крита (около 270 человек, главным образом из города Ханья) перевезли в Ираклион, вместе с 400 греческими заложниками погрузили на судно и утопили в открытом море. Из евреев Крита лишь семь человек пережили Катастрофу.

Смотрите также

Канада

Карив Аврахам Ицхак

Киев еврейский

Кишинёв

Кусевицкий Моше