крещение насильственное

КРЕЩЕ́НИЕ НАСИ́ЛЬСТВЕННОЕ, принудительное обращение в христианство. Идеологическим основанием насильственного крещения было учение христианской церкви, со времени Павла из Тарса рассматривающее христианство как истинный Израиль (Verus Israel; см. Рим. 9, 10), позднее разработанное христианскими теологами в концепцию, согласно которой каждому христианину вменяется в обязанность обращать в свою веру иноверцев.

Мысль о том, что плачевная участь евреев, отвергших мессианскую роль Иисуса и его учение, должна служить христианам примером излияния Божьего гнева на ослушников, выражена в своеобразном толковании Августином отрывка из книги Псалмов: «Не убивай их [иудеев], а то забудет народ мой [христиане], силою Своею заставь их скитаться и низринь их...» (59:12). Избежать этой кары евреи могут, лишь приняв христианство, поэтому приобщение их к церкви, даже силою, считается проявлением предписанной Иисусом любви к врагу.

Активное и целеустремленное насильственное крещение евреев, на первых порах проводившееся главным образом монахами, началось вскоре после I Никейского собора (325 г. н. э.), на котором христианство фактически было объявлено господствующей религией Римской империи. Первый исторически зафиксированный случай насильственного крещения произошел в 418 г. на острове Менорка, где толпа во главе с местным епископом, угрожая евреям смертью, потребовала от них принять христианство; 540 евреев отступились от иудаизма, но многие другие предпочли смерть измене вере.

Завоевание большей части Западной Европы готами-арианами, терпимо относившимися к евреям, на некоторое время остановило акты насильственного крещения (с середины 5 в.). Воздерживались от него и правители Византии (известно лишь крещение насильственное евреев города Бориона в Северной Африке по приказу императора Юстиниана I в наказание за поддержку ими в первой половине 5 в. вандалов в войне с византийцами).

Переход вестготов в католицизм и усиление антиеврейских настроений в Византии привели в 6–7 вв. к новым актам насильственного крещения. Во второй половине 6 в. преследование евреев властями и бесчинства погромщиков были причиной массового насильственного крещения некоторых еврейских общин Франкского королевства (Изес, Клермон, Арль и Марсель). Выступавший против таких мер папа Григорий I в посланиях епископам Арля и Марселя (591) и Палермо (598 г., начиналось словами Sicut Judeis, которыми впоследствии открывались буллы римских пап в защиту евреев), ссылаясь на Евангелие, объявил, что переход в христианство должен быть добровольным и проповедь является единственным дозволенным средством воздействия на евреев.

Вместе с тем он признавал, что насильственно осуществленное крещение остается действительным. Формально римские папы и в дальнейшем придерживались принципиального наставления Григория I, следуя, однако, и догме, согласно которой нет возврата от таинства крещения, хотя бы и силою навязанного. Церковь почти всегда и всюду принимала суровые меры для того, чтобы удержать в новой вере лиц, крещенных насильно.

Эдикт императора Ираклия, запрещавший исповедание иудаизма в Византии (614), вызвал новую волну насильственного крещения. По его призыву подобные эдикты издали король франков Дагоберт I в Галлии (626), лангобардский правитель Перктарит (661), еще раньше вестготские властители Пиренейского полуострова, где систематические преследования вынудили большую часть еврейского населения формально принять христианство, хотя втайне до завоевания страны арабами (711) они соблюдали предписания еврейской религии, а потом открыто вернулись к иудаизму (подробно см. Испания).

Особый объект насильственного крещения представляли еврейские дети, которых зачастую отбирали у родителей, чтобы проповедями «убедить» их принять христианство. По постановлению XVII Толедского церковного собора (694) в вестготской Испании власти систематически отнимали еврейских детей у родителей и передавали их церкви. В 820 г. архиепископ Лиона Агобард, проводивший активную кампанию крещения евреев, собрал оставленных без надзора еврейских детей и крестил всех, по его мнению, склонявшихся к новой вере.

Категорический запрет насильно крестить еврейских детей вынес в 1246 г. папа Иннокентий IV (разрешивший также вернуться к иудаизму отнятым у родителей и насильно крещенным детям). Вердикт вынуждены были повторить примерно в 1419 г. Мартин V (обусловивший крещение еврейских детей до 12 лет согласием родителей) и в 1668 г. великий герцог Тосканы. На Мальорке в 14 в. было принято изолировать на три дня евреев, изъявивших желание принять христианство (видимо, во избежание необдуманного решения, особенно среди подростков, желавших досадить родителям), а затем они должны были подтвердить свое намерение в присутствии представителей еврейской общины и христианского духовенства.

Крестоносцы, еще при подготовке к 1-му крестовому походу (1096) объявившие массовое крещение евреев одной из главных целей религиозного движения, в годы трех первых походов подвергли насильственному крещению многих евреев в общинах Франции, Лотарингии, прирейнских и баварских городов Германии и Чехии. Та же участь постигла многих евреев Франции во время так называемых походов пастухов (1251 г. и 1320 г.); большая часть предпочла принять мученическую смерть.

В Германии император Генрих IV, вопреки сопротивлению антипапы Климента III, особым указом разрешил обращенным евреям вернуться в иудаизм (1097). Так же поступили власти Чехии. Однако булла папы Каликста II (1120), которая опиралась на постановления Григория I, строго запрещавшая насильственное крещение и на протяжении 12–15 вв. неоднократно повторявшаяся и дополнявшаяся разными папами (в том числе и относившимися к евреям враждебно), не оказала заметного влияния на крестителей-фанатиков. Значительная часть духовенства и чернь продолжали считать насильственное крещение евреев богоугодным делом.

Отношение церкви к насильственному крещению в общем скорее зависело от ее практических интересов, чем от официальной богословской доктрины. Церковь решительно противостояла попыткам насильственного крещения в период крестовых походов 12 в., но усиление с 13 в. ересей в самом христианстве обострило нетерпимость церковных властей ко всем «неверным», включая евреев.

Так, евреи южной Франции подверглись принудительному обращению в период Альбигойских войн (1209–29). В 1236 г., когда банды крестоносцев разгромили еврейские общины Анжу, Пуату и других областей Франции, часть евреев спаслась, фиктивно приняв крещение, большинство же предпочло мученическую смерть или самоубийство. Эти события вызвали вмешательство папы Григория IX, в послании к епископам Франции напомнившего, что уничтожение евреев не является целью церкви.

Официально отвергая насильственное крещение евреев, церковь искала «законные» пути их обращения в христианство. С основанием доминиканского монашеского ордена в 1216 г. евреям вменили в обязанность слушать проповеди о принятии христианства, принуждая их к этому угрозами и указами королевских властей (в Арагоне — 1263 г., во Франции — 1269 г., в Англии — 1279 г., в Сицилии — 1428 г., в Риме — 1577 г., в папских владениях — 1584 г., в Австрии — 1630 г.; отменено в Италии лишь в 1846 г.).

Проведение «обязательных проповедей» нередко брала в свои руки чернь, под угрозой смерти заставляя евреев выслушивать миссионеров и вслед за этим немедленно креститься. Значительную роль в проведении таких проповедей играли евреи-выкресты как знатоки иудаизма. Подстрекаемая доминиканцами толпа фактически заставила короля Карла II Анжуйского провести массовое насильственное крещение евреев Неаполитанского королевства (1288–90). Король Англии Эдуард I, экономическими притеснениями разоривший еврейскую общину страны, предоставлял евреям «спасение» от голодной смерти в лондонском Доме обращенных (основан в 1232 г.).

13 виднейших членов еврейской общины Труа, приговоренных к сожжению по обвинению в ритуальном убийстве (март 1288 г.), отказались принять крещение и погибли на костре. Насилия доминиканцев при проведении «обязательных проповедей» вынудили папу Мартина V в 1422 г. запретить им вести миссионерскую работу, но Базельский вселенский собор (1431–49), обвинив евреев в поддержке гуситов, вновь призвал к усилению миссионерской пропаганды среди них, что привело к учащению случаев насильственного крещения.

С целью доказать евреям превосходство христианства над иудаизмом и обратить их в христианскую веру проводились устные теологические споры между представителями церкви и учеными евреями, получившие широкое распространение в 13 в. (подробно см. Диспуты). Их инициаторами были церковные власти или выкресты-евреи (изредка верховная гражданская власть). Они сопровождались торжественным церемониалом, нередко в них принимали участие сановники церкви и члены королевской семьи (во время Барселонского диспута, 1263 г., король Арагона Хайме I выступил с речью в местной синагоге). Заранее уверенные в благоприятном для них исходе диспутов духовенство и выкресты не сомневались, что побежденная сторона добровольно отступится от своей веры.

Как в период крестовых походов и походов пастухов (см. выше), так и в годы народных социальных выступлений (восстание армледеров во Франконии и Эльзасе — 1336–39 гг., бунт против королевских налогов в Париже — 1382 г., голодный бунт в Провансе — 1484 г.) и волнений во время «черной смерти» в Швейцарии и Германии (1348–50), лишь принятием крещения евреи могли спастись от смерти. Так, в Базеле погромщики, убив около 600 евреев, подвергли насильственному крещению оставленных в живых 140 еврейских детей (1349).

Многие евреи Австрии были насильно крещены погромщиками-католиками, мстившими им за свои поражения в войнах с гуситами (20–30-е гг. 15 в.). Единственная в истории Польши попытка массового насильственного крещения евреев под угрозой их изгнания (при короле Людовике I Анжуйском, 1370–82) натолкнулась на твердую решимость евреев покинуть страну, что грозило тяжелыми последствиями ее экономике.

Массовые погромы 1391 г. и религиозные гонения в 1412–15 гг. в Испании принудили около 70 тыс. евреев креститься; попытки воспрепятствовать крещению (в частности детей и молодежи) карались смертной казнью, так же, как переход в мусульманство. Не принявшие христианства евреи были в 1492 г. изгнаны из страны, а также из ее европейских и заморских владений. В 1497 г. под предлогом организованной эвакуации подавляющая часть евреев Португалии (в том числе бежавших в нее из Испании в 1492 г.) была обманным путем крещена.

В эпоху Ренессанса основным методом христианского миссионерства стала интенсивная пропаганда (проводившаяся главным образом посредством домов для обращенных), в которой трудно разграничить насилие и убеждение. Значительную роль в миссионерской деятельности католической церкви сыграли иезуиты, не гнушавшиеся терроризировать еврейские общины. Помогали им в этом и многие отошедшие от иудаизма ученые или потомки выдающихся евреев-ученых. Так, в Италии в 16 в. два внука Э. Левиты, крестившиеся и ставшие доминиканскими монахами, принимали активное участие в распространении клеветы на учение Талмуда; один из них был официальным церковным цензором печатных изданий еврейских книг.

Распространившееся в народе поверье, что любому христианину, добившемуся крещения «неверного», обеспечен рай, привела к новой волне насильственного крещения, жертвой которой в первую очередь стали дети. Масштабы их похищения у родителей-евреев были столь велики, что папа Бенедикт XIV в булле 1747 г. запретил крестить еврейских детей до семи лет без согласия родителей. Однако сами церковные власти в папских владениях в Италии (Рим, Анкона, Феррара) и на юге Франции (в районе Авиньона) официальным порядком отбирали у родителей еврейских детей для крещения вплоть до установления на этих территориях власти революционной Франции.

В Австрии насильственное крещение еврейских детей было запрещено указом императора Иосифа II в 1782 г., но городские власти Вены до конца 19 в. подвергали принудительному обращению внебрачных еврейских детей. Отдельные случаи насильственного крещения в католической Западной Европе 19 в. вызвали резкое осуждение либеральных кругов и способствовали падению престижа церкви.

Упорствуя в отстаивании своих прерогатив, римская курия в 1857 г. постановила, что еврейские дети, подвергшиеся насильственному крещению, должны оставаться христианами даже вопреки воле их родителей, а наказание христиан, повинных в принудительном крещении, ограничивалось денежным штрафом. И хотя Мортары дело (1858) сильно нашумело по всему миру, в Австро-Венгрии фанатичные католики-поляки Галиции вплоть до начала 20 в. похищали еврейских девушек, насильно крестили их и постригали в монахини.

Попытки властителей Аксумского царства (на территории северной Эфиопии), принявшего христианство в 4 в., подвергнуть массовому насильственному крещению фалашей вызвали восстание последних, что способствовало постепенному распаду царства (7 в.). В 14–18 вв. правители Эфиопии продолжали «священные войны» против фалашей, стремясь заставить их принять христианство. Массовое насильственное крещение фалашей в 1850–80-х гг. проводилось властями с помощью войска.

В странах православия попытки массового насильственного крещения евреев в духе эдикта Ираклия предпринималась в Византии (723, 874, 943) и Никейской империи (середина 13 в.). Некоторые исследователи предполагают, что евреи, проживавшие на территории Киевской Руси во времена принятия ею христианства (988–989), подвергались насильственному крещению.

Крещением, а также уничтожением евреев занимались русские войска на оккупированных ими в ходе войн с Речью Посполитой (16–17 вв.) землях Белоруссии и Украины. Так, в захваченном русскими Полоцке (1563) по приказу царя Ивана IV Грозного были утоплены в Двине около 300 евреев, отказавшихся принять крещение. Во время восстания Б. Хмельницкого украинские казаки оставляли в живых лишь евреев, согласившихся креститься.

По условиям Белоцерковского договора (1651) польское правительство добилось для насильственно крещенных евреев права вернуться к своей вере. Однако русские власти вывезли в Россию значительное число евреев Белоруссии и Смоленщины, насильственно крещенных в годы русско-польской войны 1654–67 гг., рассчитывая, что это будет способствовать развитию экономики страны.

Попытка польской дипломатии при заключении Андрусовского перемирия (1667) добиться освобождения этих евреев из-под власти России и предоставления им возможности вернуться в иудаизм была категорически отклонена русским правительством. При императоре Николае I тысячи еврейских мальчиков, воспитывавшихся с 12-летнего, а иногда и с 8-летнего возраста в кантонистских школах (см. Кантонисты), подвергались насильственному крещению (1827–56). Русское законодательство запрещало насильственно крещенным евреям возвращение в иудаизм.

Протестантская церковь решительно осуждала насильственное крещение. Случаи его известны лишь в Пруссии, где до 1871 г. внебрачных детей еврейских матерей забирали на воспитание в церковные приюты. В годы Катастрофы многих еврейских детей христиане крестили из гуманных побуждений, — чтобы спасти их от уничтожения нацистами.

Порывая связи с лицами, добровольно принявшими крещение, еврейские общины относились к насильственно крещенным как к несчастным братьям. Авторитеты Галахи видели в них и в их потомках, по мере возможности соблюдавших заветы иудаизма, евреев, и, следуя постановлению Гершома бен Иехуды Меор ха-Гола (запрещавшего укорять в отступничестве лиц, изменивших вере по принуждению, а затем вернувшихся к иудаизму), считали грешником лишь того, кто, имея возможность вернуться к вере отцов, не сделал этого. Но вместе с тем, согласно приведенному в Талмуде мнению (Санх. 44а), отступивший от иудаизма считается грешником, хотя продолжает быть евреем.

Некоторые насильственно крещенные проявили себя жестокими гонителями евреев и сделали блестящую церковную карьеру. Многие заняли высокие государственные посты и получили дворянские титулы. Однако в большинстве случаев церковь и христианское общество в целом относились к ним с недоверием, к которому нередко примешивалось и презрение. См. также Новые христиане.

Смотрите также

калла месяцы

кантонисты

Коковцов Павел

Кол нидре

Корда Александр, сэр