Гефтер Михаил

ГЕ́ФТЕР Михаил Яковлевич (1918, Симферополь, – 1995, Москва), историк, философ, общественный деятель. В 1937–41 гг. учился на историческом факультете Московского государственного университета. Добровольцем ушел на фронт в 1941 г., дважды был ранен. Награжден солдатским орденом Славы 3-й степени. В 1948–50 гг. учился в аспирантуре Института истории АН СССР. В 1950 гг. защитил кандидатскую диссертацию и стал работать в Институте истории, а после раздела института в 1968 г. — в Институте всеобщей истории.

В 1950–70-х гг. опубликовал более 100 работ по вопросам истории русской экономики, декабристскому движению, народничеству, теории мирового исторического процесса, методологии исторической науки. В 1964–69 гг. возглавлял созданный им сектор методологии истории в Институте всеобщей истории. После выхода книги «Историческая наука и некоторые проблемы современности», подготовленной под руководством Гефтера, этот сектор был закрыт по распоряжению отдела науки ЦК КПСС в 1969 г. из-за «идеологического несоответствия». Гефтер был членом редколлегии издательства «Всеобщая история».

С середины 1970-х гг. стал одним из участников правозащитного и диссидентского движения, одним из основателей и авторов «самиздатского» (см. Самиздат) журнала «Поиски», в связи с чем подвергался обыскам и допросам. В 1976 г. досрочно вышел на пенсию, порвав с официальной наукой, но продолжал интенсивно работать. Его многочисленные статьи и эссе о философии истории, о крупнейших мыслителях, писателях, историках, политических деятелях России и на другие темы до 1987 г. не публиковались.

С 1987 г. печатался в журналах «Век XX и мир», «Рабочий класс и современный мир», «Октябрь», «Коммунист», в сборниках издательства «Прогресс». В 1991 г. вышел сборник статей Гефтера «Из тех и этих лет».

Всю жизнь Гефтер был далек от еврейства («Я — осознанно русский, осознанность боли против гонимой избранности расхожего бреда»), однако в конце 1980-х — начале 1990-х гг. начал задумываться над проблемами еврейской истории, антисемитизма и Катастрофы. Согласно взглядам Гефтера, антисемитизм тесно связан с русской историей, русской культурой и является русской проблемой: «Есть какая-то больная связь между пространственной теснотой России и комплексом придавленности, обездоленности, казнимости русского человека. Эта нездоровая связь и питает юдофобство, и не только бытовое. В русской культуре оно парадоксально рядом с состраданием, с позывами державного просветительства и даже имперского гуманизма. Мне кажется, мы недостаточно откровенны в суждениях об антисемитизме, сами загнали проблему в нижние этажи сознания. Больно признать: еврейский вопрос — русский вдвойне». Гефтер понимал антисемитизм очень расширенно. Для Гефтера антисемитизм — это этнические чистки, преследование различных народов: «Антисемитизм во всем мире одинаков... Нагорный Карабах — это тоже еврейский вопрос, и Югославия, и Ирландия, и Пенджаб. Что уж говорить о Ближнем Востоке».

С 1991 г. до конца жизни Гефтер был президентом научно-просветительского центра «Холокост». В 1995 г. был опубликован сборник статей и интервью Гефтера «Эхо Холокоста и русский еврейский вопрос». С февраля по октябрь 1993 г. Гефтер был членом консультационно-аналитического совета при президенте России (вышел после событий октября 1993 г.).

Для сохранения архива Гефтера и публикации его работ в 1996 г. в Москве создан научно-исследовательский и образовательный центр «Утопос».

Смотрите также

Гайана

Гайсинский Моиз

Галилея

Горшман Шира

Гранах Александр