Галилея

ГАЛИЛЕ́Я (הַגָּלִיל, Ха-Галил, буквально `округ`), северная область Эрец-Исраэль. Естественными границами Галилеи являются на севере река Литани (ныне в Ливане), на юге — долины Изреельская, Харод (см. Эйн-Харод) и Бет-Шеан. Территория Галилеи к югу от израильско-ливанской границы составляет основную часть северного административного округа Израиля (административный центр Назарет), в который входят также районы горы Гилбоа и указанных трех долин. Область делится долиной Бет-ха-Керем на северную, Верхнюю Галилею, к которой примыкает так называемая Западная Галилея (узкое средиземноморское побережье от поселения Рош-ха-Никра до города Акко), и на южную, Нижнюю Галилею.

Горный массив Верхней Галилеи крутыми склонами отгорожен от смежных районов. Его восточное нагорье с самыми высокими в стране вершинами (гора Мерон, 1208 м над уровнем моря) переходит к северу в хребет Нафтали, протянувшийся вдоль долины Хула. Горные хребты на западе, понижаясь к побережью, резко обрываются у Западной Галилеи. Горный район Верхней Галилеи, лесистый и труднодоступный до прокладки современных дорог, служил укрытием для преследуемых. Не случайно здесь, в селении Пки‘ин, еврейское население сохранялось (вероятно беспрерывно) от времен Хасмонеев до наших дней.

Нижняя Галилея, с восточного плоскогорья которой сухие летом русла (вади) ведут к озеру Киннерет и Иордану, а цепи относительно невысоких гор (основные вершины — Камон, 598 м; Тавор, 588 м; Иодфат 548 м) перемежаются цветущими долинами, служила как бы коридором для караванов и войск на их пути от моря к Дамаску.

Роль Нижней Галилеи как части этого пути обусловила ранний расцвет на ее территории городской цивилизации (Бет-Иерах, 3200 г. до н. э.; Хацор, 2900 г. до н. э.). В 3 тыс. до н. э. Галилею заселили ханаанеи. Отдельные их города упоминают архивы Мари (19–18 вв. до н. э.) и современные им египетские тексты, в значительном количестве — Библия (ИбН., Суд., I Хр.). Типы этих городов, судя по раскопкам в Ахзиве, Акко, Кедеш-ба-Галил и других местах, отражают стойкое влияние цивилизаций Месопотамии. Некоторым отклонением явилось лишь строительство поры вторжения гиксосов (1700–1580 гг. до н. э.; характерны городские стены с откосами и рвами у их оснований в Хацоре и других местах). Осевшие в те годы в Галилее хурриты, а также египтяне, которым Ханаан был подвластен в 16–15 вв. до н. э., и оттеснившие их хетты (14–13 вв. до н. э.) не оставили в Галилее ощутимых следов культурного влияния.

При завоевании израильтянами земель к западу от Иордана (13–12 вв. до н. э.; ИбН. 19:16–39 и Суд. 4:6–24) Галилея досталась в удел коленам Ашера (северо-запад), Звулуна (юго-запад), Нафтали (северо-восток) и Иссахара (юго-восток). В конце 11 в. до н. э. Галилея вошла в царство Саула. Однако она стала его органичной частью лишь при Давиде, который разбил филистимлян, отрезавших Галилею (1004 г. до н. э.) захватом Изреельской долины, и покорил ханаанеев, все еще владевших в долине рядом городов. После смерти Соломона (928 г. до н. э.) и раскола государства на Иудею и Израиль Галилея оказалась в составе Израильского царства, служа около двух веков его форпостом в частых схватках с арамейским государством Арам-Даммесек (см. Арамеи).

В 732 г. до н. э. Тиглатпаласар III отторг Галилею от царства Израиль (полностью завоевано Ассирией в 722 г. до н. э.) и, превратив ее в ассирийскую провинцию Мегиддо, угнал в плен часть еврейского населения, но (в отличие от Самарии) в Галилее не поселили взамен чужеземцев. Около 625 г. до н. э. Иошияху, видимо, включил Галилею в Иудейское царство (см. Колена исчезнувшие). Периоды владычества Вавилонии (с 604 г. до н. э.), Персии (с 539 г. до н. э.; см. Иран) и эллинистических государств Птолемеев (между 323 г. и 200 г. до н. э.) и Селевкидов не отмечены исключительными для Галилеи событиями.

Иехуда Аристобул I после побед над захватившими часть Верхней Галилеи итуреями обратил их в иудаизм и в 104 г. до н. э. присоединил всю Галилею к царству Хасмонеев. Помпей, завоевав в 63 г. до н. э. Палестину, отдал Самарию и другие области под власть римских наместников в Сирии, и Галилея, оставаясь провинцией Иудеи, практически оказалась обособленной от нее. Но духовная общность евреев Иудеи и Галилеи сохранялась, и при воцарении Ирода I (37 г. до н. э.) Галилея стала одним из центров оппозиции его проримской политике, а затем и оплотом зелотов — самой активной силы в Иудейской войне I (66–73 гг. н. э.).

На территории Галилеи разыгрался ряд наиболее драматических эпизодов этой войны (см. Сусита, Иодфат, Тавор, Гуш-Халав). Покорение Галилеи Веспасианом (67) приблизило падение Иерусалима (70), в обороне которого отличилось ополчение Галилеи во главе с Иохананом Гисхальским. Родом из Галилеи был и Эл‘азар бен Яир — руководитель защитников Масады (73).

В Иудейской войне II (132–135; см. Бар-Кохбы восстание) Галилея, захваченная в самом начале римлянами, по-видимому, не участвовала. После поражения повстанцев и разгрома Иудеи Галилея вплоть до арабского завоевания была главным центром еврейства в Эрец-Исраэль. В Галилее обосновался возрожденный учениками рабби Акивы (рабби Меиром, рабби Иехуда бар Илаем и другими) Синедрион (высший законодательный и судебный орган). Сменив ряд городов (Уша, Шфар‘ам, Бет-Ше‘арим, Циппори), Синедрион около 235 г. разместился в Тверии.

Остатки синагог 3–6 вв. в Капернауме (см. Кфар-Нахум), Хоразине (см. Коразим) и многих других поселениях Галилеи и центральный некрополь в Бет-Ше‘ариме свидетельствуют о периодах экономического процветания еврейского населения области в эти века; завершение к 3 в. Мишны и к 5 в. Иерусалимского Талмуда — о его активной духовной жизни; охватившие Галилею восстания в 351 г. и 614 г. — о неукротимом стремлении евреев к избавлению от римского и византийского владычества.

При завоевании Палестины арабами Галилея около 636 г. вошла в провинцию ал-Урдун (то есть Иордания) с административным центром в Тверии и в течение четырех веков была подвластна губернаторам багдадских или египетских правителей. Условие, поставленное ими перед иноверцами на подвластных территориях — принять ислам или платить огромные налоги, — привело к постепенному уменьшению числа еврейских поселений в Галилее. Однако часть их сохранялась и после крестовых походов (конец 11 в. – середина 13 в.), хотя они сильно пострадали около 1244 г. от хорезмийцев, бежавших от монголов и воевавших на стороне Египта против крестоносцев.

С переходом Палестины во владение египетских династий мамлюков (с 1291 г.), а затем султанов Османской империи (с 1517 г.) постепенно активизируется экономическая и духовная жизнь еврейского населения Галилеи. Число жителей заметно возрастает в 15–16 вв. за счет испанских и португальских беженцев, благожелательно встречаемых турецкими властями. Расширяются занятия евреев оптовой и розничной торговлей, ювелирным делом, ткачеством, скорняжным и портняжным промыслами. В 16 в. важным духовным центром мирового еврейства становится Цфат, где, наряду с интенсивным развитием каббалы, создается кодекс религиозных предписаний Шулхан аруха. С 1565 г. евреи стали селиться и в Тверии по призыву владевшего ею в то время Иосефа Наси, турецкого еврея-вельможи, пытавшегося создать автономную еврейскую область со столицей в этом городе.

Ослабление в 17–18 вв. центральной турецкой власти и произвол местных шейхов привели еврейские общины Галилеи к упадку. Жизнь еврейского населения все больше зависит от халукки, то есть от средств, собираемых в других странах на поддержание ишува. Разрушение Цфата землетрясением в 1837 г. и набеги бедуинов и друзов на еврейские общины в период владения Палестиной египетским правителем Мухаммадом-‘Али (1831–41) привели еврейское население Галилеи к значительному обнищанию.

Во второй половине 19 в. начался новый рост и подъем активности ишува в Галилее, особенно с началом первой алии. Основание в 1882 г. еврейского сельскохозяйственного поселения Рош-Пинна (одного из первых в Эрец-Исраэль) положило начало созданию ряда таких поселений в восточной части Верхней Галилеи и в долине Хула. В восточной части Нижней Галилеи на землях, которые с 1900 г. стало приобретать Еврейское колонизационное общество, в 1901 г. были созданы поселения Кфар-Тавор (первоначально Месха) и Явнеэль, в 1902 г. — Илания (первоначально Седжера) и другие (в том числе и возникшие по частной инициативе).

В них зародилось еврейское рабочее кооперативное движение (см. Хистадрут) и организация по охране еврейских поселений Ха-Шомер. В годы Первой мировой войны члены Ха-Шомера и репатрианты, прибывшие со второй алией и входившие в различные рабочие партии, основали в Верхней Галилее киббуцы Кфар-Гил‘ади (1916), Аелет-ха-Шахар (1918) и Тель-Хай (1918), при защите которого погиб И. Трумпельдор.

Еврейское население Галилеи в периоды третьей и четвертой алии почти не увеличилось. Лишь с середины 1930-х гг., когда в долине Хула начались работы по осушению болот, возобновилось интенсивное заселение ее восточных районов. В Западной Галилее, в 10 км к северу от Акко (города со смешанным населением), в 1934 г. была основана Нахария, ныне крупнейший по числу еврейских жителей город в области. В ответ на антиеврейские акции арабов в 1936–39 гг. возникли близ ливанской границы киббуцы Ханита, Эйлон (оба в 1938 г.), Маццува (1940), Манара (прежде Рамим; 1943), Мисгав-‘Ам (1945), Иехи‘ам (1946), важные в стратегическом отношении.

Но и в 1947 г. еврейские поселения в Галилее все еще были малочисленны, и, согласно резолюции ООН о разделе Палестины, к еврейскому государству отходили только восточные и юго-восточные районы области. В ходе Войны за Независимость многие еврейские поселения Галилеи, кроме небольшой деревни Мишмар-ха-Ярден, оказавшись отрезанными от основных сил, стойко выдержали натиск неприятеля. По перемирию 1949 г. года вся Галилея, занятая Армией обороны Израиля, была закреплена за еврейским государством, и лишь территория к западу от хребта Нафтали отошла к Ливану. Значительная часть мусульманского населения Галилеи покинула область, но большинство арабов-христиан и почти все друзы и черкесы Верхней Галилеи остались в своих поселениях.

В годы Войны за независимость и вслед за ней в Галилее возник еще ряд киббуцов. В начале 1950-х гг. к ним прибавилось 30 новых мошавов, и таким образом в Галилее образовалась цепь еврейских поселений, протянувшаяся с запада на восток. Как поселения городского типа в Верхней Галилее были основаны: на западе — Шломи (1949), Ма‘алот (1957); на востоке — Кирьят-Шмона (1949), Хацор (1953), в долине Бет-ха-Керем — Кармиэль (1964), а в Нижней Галилее, помимо поселения Лохамей-ха-Геттаот (1949) и Мигдал-ха-‘Эмек (1952), важным городским центром становится Нацрат-‘Иллит (1957), где размещаются административные учреждения северного округа. Заметно возросло число евреев в городах со смешанным населением (Тверия и других).

Относительное обилие осадков (около тысячи миллиметров в год в горных районах, 700–400 в долинах), множество родников, значительные по площади водоемы (озеро Киннерет, бассейн Иордана) способствуют развитию в Галилее как поливных, так и неполивных сельскохозяйственных культур (табак, в последние годы — хлопок), выращиванию плодовых (маслины, яблоки, груши, авокадо; с недавних пор — абрикосы) и виноградарству. На горных пастбищах, наряду с традиционными для Галилеи стадами коз, появились стада крупного рогатого скота. На месте осушенных в 1957–58 гг. болот создана сеть рыбных прудов и водоемов общей площадью около 44 тыс. дунамов. На озере Киннерет развито рыболовство.

Возникла в Галилее и промышленность (консервная, текстильная, дерево- и металлобрабатывающая). В 1970-е гг. начали развиваться промышленные зоны Тефен, Сегев и Тир‘ан, производственные предприятия сельскохозяйственных поселений, городские индустриальные центры в Кармиэле, Ма‘алоте, Цфате, Шломи, Кирьят-Шмоне. Все большее значение приобретает Галилея как центр туризма и курортного лечения (горячие целебные источники и грязи озера Киннерет, горные санатории Цфата).

С 1948 г. существенно изменились условия жизни национальных меньшинств в Галилее — арабов-христиан, друзов, бедуинов, черкесов. В их поселениях появились водопровод и электричество, более современные типы жилых и хозяйственных построек. Значительная часть нееврейского населения занята в промышленности и в сфере обслуживания. Многие бедуины перешли от кочевого скотоводства к оседлому, а часть и к земледелию.

Население Галилеи в 2003 г. составляло около миллиона жителей (евреев и неевреев примерно поровну).

Смотрите также

Гальперин Михаэль

Гдуд ха-‘авода

Гершвин Джордж

Государство Израиль. Израиль и арабский мир

Гэри Фрэнк