Виленский Моше

ВИЛЕ́НСКИЙ Моше (Макс; Moshe Wilensky; 1910, Варшава, – 1997, Тель-Авив), израильский композитор, аранжировщик, дирижер и пианист. В 1923 г., увлекшись сионистскими идеями, Виленский вступил в движение Ха-Шомер ха-ца‘ир. Благодаря руководителю хора варшавского отделения Ха-Шомер ха-ца‘ир, композитору и аранжировщику И. Эделю (1896–1973), который стал первым учителем Виленского, познакомился с музыкой, создававшейся в Эрец-Исраэль. После окончания гимназии в 1928 г. Виленский по рекомендации И. Эделя поступил в Варшавскую консерваторию на отделение композиции. Завершив обучение, в 1932 г. уехал в Эрец-Исраэль.

Начал работать в театре «Мат’атэ» (см. Театр. Театр в Израиле. Театр на иврите до основания государства) в качестве пианиста и композитора, параллельно сочинял музыку для документальных киножурналов студии «Кармел», затем писал музыку для театра А. Шлёнского «Кол ха-рухот». В 1944 г. Виленский был приглашен на должность музыкального руководителя в театр-ревю «Ли-Ла-Ло», для спектаклей которого в содружестве с Н. Альтерманом написал множество песен, в том числе «Калланийот» («Анемоны»), «Ани ми-Цфат» («Я из Цфата»), «Шуламит», «Бе-хол зот еш ла машеху» («Всё же в ней что-то есть»). В начале Войны за независимость Виленский познакомился с поэтом Х. Хефером, с которым писал песни для армейского ансамбля «Чизбатрон» (см. Театр. Театр в Израиле. После провозглашения государства), в том числе «Ха-чизбат», «Хаю зманим» («Были времена»), «Бат-Шева», «Зе ха-кол иньян шел офи» («Все зависит от характера»), «Ха-крав ха-ахарон» («Последний бой»).

С 1930-х гг. Виленский проявлял интерес к музыке восточных еврейских общин. В первые годы жизни в стране создал ряд песен для певицы Эстер Гамлиэлит (родилась в 1919 г.), среди которых наиболее известна «Ха-тендер носеа» («Едет автофургон»); в период работы в «Ли-Ла-Ло» начал сотрудничать с Шошанной Дамари (1923–2006; как и Эстер Гамлиэлит, представительница йеменской еврейской общины), с которой выступал в военных частях во время Войны за независимость и в своем первом гастрольном турне по США (1949–50).

В 1950 г. Виленский записал несколько авторских программ для радиостанции «Кол Исраэль». В 1953 г. в качестве композитора, аранжировщика и дирижера участвовал в постановке израильского ревю «Счастливая страна» в «Радио-сити мюзик-холл» в Нью-Йорке. В 1950-е гг. сочинил ряд песен для ансамбля «Лахакат ха-Нахал», среди которых наиболее популярными стали «Шир ле-кита алмонит» («Песня неизвестного отряда»), «Хора мамтера» («Хора-поливалка»), «Мул хар Синай» («Напротив горы Синай»). В конце 1950-х гг. создал мюзиклы «Шуламит» (по пьесе И. Мосинзона, 1957), «Фишке» (по мотивам произведений Менделе Мохер Сфарима и «Самеах ба-намал» («Весело в порту», по произведениям Д. Алмагора).

Виленский много работал на радио и телевидении: писал музыку для телевизионных программ компаний Си-би-эс (США) и Би-би-си (Велико­британия), был продюсером и музыкальным руководителем варьете-шоу радиостанции «Кол Исраэль», получившего первый приз на Международном конкурсе радиопрограмм в Монте-Карло, с 1961 г. возглавлял редакцию легкой музыки «Кол Исраэль». Дирижировал оркестрами радио и телевидения в Израиле (ныне — Иерусалимский симфонический оркестр), США и других странах. Виленский — автор аранжировок и дирижер ряда звукозаписей, в том числе «Трехгрошовой оперы» К. Вейля.

Виленский — один из крупнейших израильских композиторов-песенников, создавший более 500 песен. Некоторые песни Виленского приобрели популярность за пределами Израиля и вошли в репертуар зарубежных исполнителей. Песни «Став» («Осень») и «Лайла ве-‘ашан» («Ночь и дым») были удостоены призов на эстрадном фестивале в Сопоте (Польша) в 1962 г. и 1963 г. Виленский написал также музыку к ряду художественных фильмов, несколько пьес для оркестра и музыкально-хореографических композиций, аранжировал множество средиземноморских фольклорных мелодий.

Виленский был одним из основателей ассоциации израильских музыкантов и литераторов АКУМ (1936). Лауреат Государственной премии Израиля (1983).

Смотрите также

Вейль Симона-Анни

вера

Винера библиотека

вино

воздаяние