Лукач Дьёрдь

ЛУ́КАЧ Дьёрдь (Георг; Lukács, György; 1885, Будапешт, – 1971, там же), венгерский философ, эстетик, литературовед. Писал на немецком и венгерском языках. Сын директора государственного банка. Лукач изучал право и философию в университетах Будапешта, Берлина и Гейдельберга. Был близок к Г. Зиммелю и М. Веберу; испытал влияние В. Дильтея, Г. Риккерта и других представителей немецкого идеализма, которое сказалось в первых работах Лукача по литературоведению: «Душа и форма» (1910), «История развития современной драмы» (1917), «Теория романа» (1917).

Рано отойдя от иудаизма, во время Первой мировой войны Лукач сблизился с революционными марксистскими группами и в 1918 г. вступил в Венгерскую коммунистическую партию. Был народным комиссаром по вопросам культуры в правительстве Б. Куна. После падения коммунистического режима в Венгрии эмигрировал в Австрию, где сблизился с группой «левых коммунистов». Статью Лукача «К вопросу о парламентаризме» (1920) подверг критике В. И. Ленин. В Вене Лукач написал свою наиболее оригинальную работу «История и классовое содержание» (1923), в которой содержится новая интерпретация марксистской философии, во многом противоположная той, которая господствовала в идеологии как социал-демократических, так и коммунистических партий. Лукач возродил концепцию отчуждения, содержавшуюся в ранних работах Маркса (опубликованных значительно позднее). Трактовка Лукача понятия «отчуждение» носила отпечаток гегельянства. Лукач отрицал экономический детерминизм, применимость диалектики к природе и отождествление практики с экспериментом и промышленностью. Согласно Лукачу, в пролетарском сознании, самостоятельно и стихийно преобразующем действительность, преодолевается противоречие между теорией и практикой. В коммунистических кругах идеи Лукача были объявлены идеалистическими и подверглись резкой критике. Несмотря на то, что в 1930-х гг. Лукач публично осудил свои «гегельянские ошибки», книга «История и классовое содержание» стала впоследствии одним из главных источников западного неомарксизма (так называемая франкфуртская школа, Г. Маркузе, Э. Фромм, югославская группа «Праксис» и другие).

В 1920-х гг. Лукач написал также работы «Ленин» (1924) и «Мозес Гесс и проблема идеалистической диалектики» (1926). Позднее, в автобиографической статье «Мой путь к Марксу» (1933) Лукач писал о гуманистических истоках своего социалистического мировоззрения. В 1931–33 гг. Лукач находился в Берлине, где активно участвовал в борьбе коммунистов против нацизма и социал-демократии. Одновременно он вел дискуссии по проблемам эстетики революционного искусства с леворадикальными деятелями немецкой культуры (Б. Брехт, Э. Пискатор и другие).

В 1933–45 гг. Лукач жил в Москве, был научным сотрудником Института философии АН СССР, был близок к работе Коммунистической академии, сотрудничал в журнале «Литературный критик» и «Интернациональная литература». Единомышленником Лукача стал в эти годы философ и литературовед М. А. Лифшиц. Лукач исследовал эстетические воззрения Маркса и Энгельса, проблемы истории и теории литературы. Труды Лукача этого периода — сборник «Литературные теории 19 в. и марксизм» (1937), «Исторический роман» (1937), «К истории реализма» (1939), «Гете» (1939), «Ответственность писателей» (1944), «Немецкая литература в эпоху империализма» (1945) — переведены на многие языки. В них Л Лукач выступал против «формализма» и «вульгарного социологизма», обосновывал теорию реалистического искусства. Работа Лукача «Молодой Гегель» была опубликована в 1948 г. в Цюрихе и лишь в 1954 г. в Восточном Берлине.

В 1945 г. Лукач вернулся в Венгрию, где стал депутатом парламента, членом Венгерской АН и профессором Будапештского университета. Публиковал многочисленные статьи по вопросам политики и культуры. Хотя Лукач стоял на последовательно коммунистических позициях, его критиковали за нечеткость классовой позиции (Лукач придавал борьбе против фашизма большее значение, чем борьбе против капитализма). В этот период Лукач опубликовал работы «Проблемы реализма» (1948), «Очерки по истории новой немецкой литературы» (1955) и другие. В большом труде «Разрушение разума» (1954) Лукач трактовал философский иррационализм как идейный источник фашизма. В 1956 г. Лукач вошел в качестве министра культуры в правительство И. Надя. После роспуска венгерской компартии Лукач не вступил во вновь организованную партию (ВСРП), за что был обвинен в ревизионизме, однако продолжал беспрепятственно заниматься научной и литературной деятельностью. В условиях либерализации коммунистического режима Венгрии Лукач был официально признан одним из крупнейших теоретиков современного марксизма. Восстановлен в партии в 1967 г.

Итогом исследований в области эстетики стали труды последнего периода его жизни: «Особенное как центральная категория эстетики» (1956) и «Эстетика. Специфика эстетического» (тт. 1–2, 1963). Лукач отстаивал в них принципы реализма в искусстве с точки зрения «ленинской теории отражения». Эта позиция была расценена многими как отступничество Лукача от его прежних идей.

Последний труд Лукача «Онтология общественного бытия» (тт. 1–3, 1971–73) остался неоконченным. Творческое наследие Лукача продолжает быть предметом споров: одни считают его сторонником гуманистического социализма, другие — догматиком и апологетом сталинизма.

В русском переводе кроме упомянутых выше трудов и статей, издана статья «Материализация и пролетарское сознание» (из работы «История и классовое сознание») в журнале «Вестник Социалистической Академии» (1923). В Советском Союзе переводились и издавались многие работы Лукача.

Смотрите также

Лаховер Иерухам Фишл

Лейбензон Леонид

Лещинский Я‘аков

Лифшиц Михаил

Лозинский Самуил