Литовский ва‘ад

ЛИТО́ВСКИЙ ВА́‘АД (וַעַד הַקְּהִלּוֹת הָרָאשִׁיּוֹת בִּמְדִינַת לִיטָא, Ва‘ад ха-кехиллот ха-рашийот би-мдинат Лита, Ва‘ад главных общин Литовской земли), съезд представителей еврейских общин Великого княжества Литовского, высший орган еврейской автономии в Литве. Литовский ва‘ад был формально учрежден в 1623 г. и просуществовал до 1764 г. Однако уже в сохранившихся начиная с 1533 г. документах (см. Пинкас) упоминаются совещания еврейских представителей, которые от имени евреев Литвы принимали решения, распространявшиеся на все еврейство Великого княжества.

Зарождение Литовского ва‘ада вызвано теми же причинами, что и возникновение Ва‘ада четырех земель в Польше, — стремлением еврейских общин осуществлять раскладку налогов через собственных представителей. Того, чего евреям Польши удалось добиться в 1520–30-х гг., евреи Литвы достигли лишь в 1560-х гг. В 1566 г. король Сигизмунд Август определил общую сумму налога, который должны были платить евреи Литвы, в 360 тыс. грошей. Однако уже в следующем году еврейским представителям удалось добиться уменьшения подати вдвое; сумма в 180 тыс. грошей должна была оставаться постоянной, а ее распределение между общинами было передано на их собственное усмотрение.

С этого времени налоговые проблемы литовского еврейства решались в централизованном порядке еврейскими представителями. Съезды происходили главным образом на ярмарках, где раввины решали также споры между общинами или между общиной и ее членами. Первоначально представители литовских общин участвовали в совещаниях представителей польских и волынских общин, однако стремились к автономному регулированию общинных дел, что коренилось в различии социально-экономических условий в Королевстве Польском и Великом княжестве Литовском. Основные литовские общины выделились в особую организацию — Литовский ва‘ад на съезде в Бресте в 1623 г., где были установлены правила общинного самоуправления.

Литовский ва‘ад состоял из представителей «главных» общин — рашей медина (областных старейшин) и организовывал периодические заседания. Сохранились протоколы 33-х заседаний Литовского ва‘ада (из них 26 — в 17 в.). Первоначально в Литовский ва‘ад входили три «главных» общины — брестская, гродненская и пинская, которым были подчинены менее значительные общины. С 1652 г. Вильно, а с 1691 г. Слуцк также фигурируют среди «главных» общин. Съезды созывались по усмотрению двух любых «главных» общин (до вступления Вильно и Слуцка), третья община должна была прислать своих представителей в указанное место и время.

С 1700 г. общее число представителей было установлено в 15 человек. В последние годы деятельности Литовского ва‘ада лица, обладающие избирательным правом в пяти «главных» общинах, составляли 11,3% от общего числа глав семейств, при этом в Вильно — 7%, в Гродно — 10%, Пинске — 20%; в целом по стране избирательным правом пользовались лишь 0,7% еврейского населения: 91,3% не обладали таким правом, не будучи членами «главных» общин, а 6,9% — ввиду своего низкого социально-экономического статуса. Трения между «главными» и остальными общинами привели к тому, что последние обратились в литовский коронный трибунал с жалобой на действия Литовского ва‘ада (1721).

Проведение в жизнь постановлений Литовского ва‘ада поручалось общинным старостам. Протоколы заседаний показывают, что деятельность Литовского ва‘ада наряду с раскладкой и сбором налогов охватывала практически все стороны общинной жизни литовского еврейства. Среди постановлений Литовского ва‘ада — решения, касающиеся школьного образования, правил торговли и аренды, права поселения приезжих евреев в новой местности и права владения (см. Хазака), правила для сватов, постановления против азартных игр, роскоши в одежде и в пиршествах и т. п.

Поскольку общинное самоуправление считалось ответственным за деятельность каждого еврея, Литовский ва‘ад строго регулировал экономические операции, нормируя торговлю, аренду и т. д. Так, в частности, в ответ на жалобу виленской общины на конкуренцию, создаваемую приезжими торговцами, Литовский ва‘ад постановил, что, хотя по Закону Торы все литовские евреи обладают правом свободно торговать в Вильно, однако, чтобы обеспечить средства существования виленским евреям, приезжие торговцы могут продавать свои товары только оптом.

По постановлению от 1639 г. на ярмарках в Копыле и Столовичах должны находиться шаммаши для разбора конфликтов между еврейскими торговцами. Другой важной стороной деятельности Литовского ва‘ада было возбуждение судебного дела против убийцы или лица, нанесшего ущерб члену еврейской общины. Литовский ва‘ад решал вопрос о распределении расходов между наследниками убитого, общиной и фондами Литовского ва‘ада в зависимости от материального положения родственников пострадавшего.

Также были установлены правила участия в расходах на защиту членов общины в случаях ложного обвинения. Вместе с тем денежная помощь не оказывалась, если еврей пострадал по собственной вине (например, если его поведение по отношению к иноверцу было провокативно или он был инициатором драки). Литовский ва‘ад активно действовал против кровавых наветов и обвинений в гостии осквернении. В последние годы деятельности совместно с Ва‘адом четырех земель Литовский ва‘ад участвовал в отправке делегации в Рим с целью получения папской декларации против кровавого навета.

Особое внимание уделял Литовский ва‘ад еврейскому образованию. В частности, в постановлении от 1652 г. Литовский ва‘ад обязал общины, в которых есть раввин, содержать иешиву, а в 1662 г. было принято постановление, что каждые 10 глав семейств, занесенные в налоговый реестр, обязаны содержать трех учащихся иешивы — двух подростков и одного взрослого, причем в их обязанность входит также обеспечение учеников книгами. Согласно решению Литовского ва‘ада, учащиеся иешив получали частичное или полное освобождение от налогов.

Отношения Литовского ва‘ада с Ва‘адом четырех земель регулировались на съездах в Люблине и Ярославе. Обсуждению подлежали вопросы о совместных подношениях королю и государственным сановникам и о совместных ходатайствах перед королем и трибуналами, в частности — о прекращении травли со стороны местного духовенства. Участие Литвы в расходах на эти цели, иногда достигавших значительных размеров, составляло 1/7 от общей суммы. На съездах в 1666 г. и 1668 г. между Ва‘адом четырех земель и Литовским ва‘адом возник денежный конфликт, истинной причиной которого было стремление окрепшего к тому времени Литовского ва‘ада добиться равноправия с Ва‘адом четырех земель.

Конфликт затянулся до 1681 г., когда на съезде в Ленчне были обсуждены все спорные вопросы. Руководители Ва‘ада четырех земель предъявили Литовскому ва‘аду ряд требований, перечислив расходы на отмену постановления об изгнании евреев из Мази (Мазовия), на устройство ярмарок, на помощь беднякам, на сеймы в Варшаве, на доказательство ложности ритуального обвинения в Тыкоцине (1680), ставившего под угрозу все еврейство королевства и т. п. Со своей стороны, Литовский ва‘ад указал, что не имеет общих интересов с Ва‘адом четырех земель, который не участвует в расходах на защиту евреев Литвы от ложных обвинений, а денежное участие Литовского ва‘ада в совместных расходах в прошлом было добровольным и применительным к обстоятельствам.

По достигнутому соглашению Литва должна была уплатить Ва‘аду четырех земель девять тысяч злотых в погашение прежней задолженности, и начиная с этого времени «главы Ва‘ада четырех земель не должны иметь перед Литвой никаких преимуществ». Если опасность будет угрожать евреям Польши и Литвы, каждый ва‘ад будет действовать самостоятельно на собственный счет; однако, когда опасность нависнет над еврейством одной из двух частей Польско-Литовского королевства, ва‘ад другой части будет обязан оказать помощь.

Литовский ва‘ад, как и Ва‘ад четырех земель, был официально упразднен постановлением сейма от 1764 г. в связи с реформами Станислава Августа Понятовского и введением новой системы налогообложения евреев Речи Посполитой.

Протоколы Литовского ва‘ада сохранились в трех списках — гродненском, наиболее старом и точном, брестском, скопированном с гродненского в 1766 г., и виленском, который начинается с 1662 г. Наиболее полный список содержит 1040 параграфов, расположенных в хронологическом порядке, начиная с 1623 г. и кончая 1761 г. В виде приложения к журналу «Еврейская старина» пинкас Литовского ва‘ада был опубликован с русским переводом И. Тувима, под редакцией, с предисловием и примечаниями С. Дубнова («Областной пинкос Ва‘ада главных еврейских общин Литвы...», 1909–12; 1918–24). Отдельное издание (на иврите) вышло под редакцией С. Дубнова в Берлине в 1925 г.

Смотрите также

Лаг ба-‘омер

Лангер Франтишек

Ландау Эдмунд Георг Герман

Леванон Мордехай

Ледерман Леон Макс