Лиссабон

ЛИССАБО́Н (Лисабон), столица Португалии. Евреи стали селиться в Лиссабоне, видимо, в середине 11 в. в период арабского владычества, но первые сведения о них приводятся в христианской хронике 12 в., описывающей нападение крестоносцев (см. Крестовые походы) на евреев при захвате города (1147) и бегство последних из него. С воцарения первого короля Португалии Афонсу (Альфонса) I Энрикиша Завоевателя (1139) и на протяжении почти двухсот лет португальские короли терпимо относились к евреям.

Многие евреи отличились и разбогатели на королевской службе в качестве сборщиков налогов, придворных медиков, астрономов и т. п. Так, алмошариф (королевский сборщик налогов, в частности, на вывозимые из Португалии товары; служивший также казначеем и ведавший этими доходами) Иосеф Ибн-Яхья (см. Ибн-Яхья, семья), потомок участника завоевательного похода Афонсу I, построил в 1260 г. на собственные средства синагогу.

При Афонсу III, после ревизии управления религиозными и светскими делами португальских еврейских общин, Лиссабон стал официальной резиденцией арраби мор (верховного раввина, фактически — главы еврейских общин Португалии и их представителя перед властями; должность существовала, по крайней мере, с конца 1270-х гг.). В 13–14 вв. в Лиссабоне было четыре квартала еврейских (жудариас), самый крупный из которых — Алфама.

Вторжение военных сил Кастилии в Португалию во второй половине 14 в. нанесло серьезный ущерб еврейской общине Лиссабона. Захватив город, войска кастильского короля Энрике II де Трастамаре разгромили дома евреев и учинили кровавый погром (1373). Смуты, усилившиеся после смерти последнего короля Бургундской династии Фернанду I (1383), и вторичное вторжение кастильцев в страну вновь пошатнули положение оправившейся было общины. Жуан I, разбивший кастильцев и отстоявший независимость Португалии (1385), оказывал евреям покровительство и защищал от нападений черни и произвола феодалов и церковных властей, но, в отличие от своих предшественников, не назначал их на ответственные посты.

Королевские власти не допустили распространения в стране антиеврейских бесчинств, начавшихся в 1391 г. в Испании. Однако вражда к евреям, особенно к богатым жителям Лиссабона, вынудила короля Дуарти I (1433–38) издать по требованию городских властей указ, запрещавший всякое общение христиан с евреями (частично отменен в 1436 г.). Требования ограничить права евреев в области экономики и общественной жизни многократно выдвигались на собраниях кортесов (1451, 1455, 1473 и 1481 гг.) при Афонсу V.

Кровавые погромы, учиненные в Лиссабоне в 1449 г. и 1482 г., сильно пошатнули положение еврейской общины: многие ее члены были убиты, а имущество разграблено. В 1492 г. толерантный, но корыстолюбивый Жуан II за большой выкуп разрешил некоторому числу изгнанников из Испании поселиться в Лиссабоне, но, когда в перенаселенном еврейском квартале через несколько месяцев вспыхнула чума, городские власти изгнали их из города.

В Лиссабоне, не игравшем прежде важной роли в истории еврейской учености, в 15 в. появляются крупные талмудисты, грамматики, философы, историки, врачи и астрономы: А. Закуто (в 1492 г. поселившийся в Португалии), Я‘аков Ибн Хабиб (сын которого, Леви бен Хабиб, 1483–1545, был в 1497 г. насильно крещен), члены семей Яхья и Абраванель и другие.

Позднее большую известность в различных областях науки, литературы и общественной жизни получили потомки лиссабонских марранов: Аматус Лузитанский, Ре‘уэль Иесурун (Иешурун; он же Паулу да Пина; 1575?–1634), вернувшийся к иудаизму францисканский монах марранского происхождения Диого да Ассунсао (погиб на костре инквизиции 3 августа 1603 г.), М. Г. Абудиенте (1602–88), ряд членов семьи д’Асеведо (16–18 вв.), С. Лопес Роза (Аврахам Фаррар Старший; первая половина 17 в.), Менашше бен Исраэль, О. Нуниш да Коста (17 в.), Антонио Жозе Да Силва и многие другие.

В 14–15 вв. Лиссабон был одним из центров изучения каббалы. Сохранившиеся богато иллюстрированные рукописные экземпляры библейских и других книг, выполненные в Лиссабоне в 13–15 вв., свидетельствуют о мастерстве еврейских переписчиков и миниатюристов. Известны восемь книг на иврите, напечатанных в период между 1489 г. и 1492 г. в лиссабонской типографии, владельцы которой поделили между собой шрифты и оборудование и в 1497 г. увезли их в Стамбул, Салоники и Фес, где продолжали еврейское книгопечатание.

Декрет Мануэла I об изгнании евреев и мусульман из Португалии (5 декабря 1496 г.) предписывал им покинуть страну не позже ноября следующего года, а вскоре последовал указ о крещении насильственном всех детей младше 14 лет (вскоре распространен на лиц до 20 лет), после чего началось повальное бегство евреев из страны. Лиссабон был объявлен единственным портом отправки изгоняемых, и им было приказано сосредоточиться в столице, где, по заявлению властей, их должны были ожидать корабли. Однако 19 марта 1497 г. декрет об изгнании был заменен указом о крещении всего еврейского населения страны.

Десятки тысяч евреев (в том числе и бежавшие в 1492 г. из Испании), собравшиеся до выхода указа в Лиссабоне, были заключены в лагерь и насильственно крещены, после чего их объявили полноправными гражданами государства. Лишь немногим, в том числе А. Закуто, удалось избежать насильственного крещения и покинуть страну. Большинство отказывавшихся отступиться от иудаизма было подвергнуто жестоким пыткам и мучительной смерти (см. Киддуш ха-Шем). Так, Шим‘она Маими, последнего верховного раввина Португалии, и некоторых других руководителей общины Лиссабона за отказ креститься замуровали по шею стоящими в узкой камере.

Королевский указ (май 1497 г.), запрещавший в течение 20 лет (действие указа продлено до 1534 г.) преследовать новых христиан, подозреваемых в соблюдении предписаний иудаизма, не избавил их от нападений черни и гонений церковных властей. В апреле 1499 г. новообращенным был запрещен выезд из страны. В мае 1504 г. марраны подверглись погрому, с трудом прекращенному властями. Тайное празднование пасхального седера в апреле 1506 г., а двумя днями позже высказанное одним марраном в церкви Сан Домингу сомнение в истинности якобы происшедшего в ней чуда послужили поводом к резне, в которой погибло не менее 1,4 тыс. марранов. За эти бесчинства король наказал городские власти Лиссабона, казнил зачинщиков, конфисковал имущество громил и разрешил анусим эмигрировать.

Покидавшие Португалию марраны направлялись главным образом в страны с крупными еврейскими общинами (в первую очередь в Нидерланды и Османскую империю), где они, как и уезжавшие затем из Лиссабона в 1601–1602 гг. во время испанского владычества в Португалии (1581–1640), открыто возвращались к иудаизму, обычно примыкали к существующим там общинам изгнанников из Испании или становились основателями отдельных так называемых португезских конгрегаций (например, в Салониках и других городах Европы, дававших им убежище); основанные ими общины долгое время носили название кехал Лиссабон. Некоторая часть эмигрантов поселилась в Эрец-Исраэль.

Прибытие в Лиссабон Давида Реувени (жил в Лиссабоне в 1525–27 гг.) пробудило во многих марранах надежды на скорое избавление еврейского народа. Лиссабонский марран Диего Пирес, состоявший на государственной службе, открыто заявил о своем еврействе и стал приверженцем Реувени, назвав себя Шломо Молхо. Брожение, вызванное Реувени, стало одной из причин учреждения в Лиссабоне первого в Португалии трибунала инквизиции (примерно 1536 г.). Первое аутодафе в Лиссабоне было проведено в 1539 г. С 1540 г. по 1765 г. сотни анусим погибли мученической смертью. В 18 в. трибуналы других городов и колоний отправляли в Лиссабон осужденных для завершения следствия или исполнения приговора.

После восстановления в 1640 г. независимости Португалии Жуаном IV (борьбу которого с Испанией поддерживали еврейские финансисты Нидерландов) правительственные круги начали более терпимо относиться к марранам и евреям, изредка появлявшимся в стране, но не всегда могли противостоять давлению инквизиции и фанатизму христианского населения, не допускавших не только отмены, но и облегчения издавна принятых ограничительных мер.

В 1755 г. землетрясение, разрушившее Лиссабон (в том числе и квартал, где проживало большинство марранов), вызвало всеобщее смятение, что позволило марранам беспрепятственно покинуть город. Государственные реформы 1773 г. положили конец юридической дискриминации новых христиан и выделению их в особую категорию потомков крещеных евреев, хотя многие семьи и в дальнейшем не скрывали своего еврейского происхождения.

С конца 18 в. в Лиссабоне стали селиться небольшими группами евреи из Гибралтара, находившиеся под покровительством Великобритании и открыто исповедовавшие иудаизм. В 1801 г. им был выделен участок под кладбище. Во время засухи в 1810 г. еврейские хлеботорговцы содействовали борьбе с голодом, за что правительство Португалии разрешило в 1813 г. открыть в Лиссабоне синагогу.

Спустя некоторое время были открыты еще две синагоги. Но лишь после упразднения португальской инквизиции (1821) евреям было официально разрешено селиться в Лиссабоне, а в 1868 г. власти признали еврейское сообщество города «колонией» (но не «общиной»). При выдаче разрешения на постройку синагоги «Ша‘арей тиква» (1901) было оговорено, что здание не будет иметь на фасаде религиозных знаков и символов. Полное уравнение в правах евреи Лиссабона получили после революции 1910 г.

До Первой мировой войны община Лиссабона насчитывала около пятисот человек, большей частью сефардов — выходцев из Гибралтара и стран Северной Африки. В годы Катастрофы около сорока пяти тысяч евреев Европы, спасаясь от нацистов, эмигрировали в США через порт Лиссабона. В 1947 г. в Лиссабоне проживало четыреста евреев, в первой половине 1980-х гг. — пятьсот пятьдесят. Община Лиссабона имеет синагогу, кладбище, школу и больницу.

Смотрите также

Леви-Чивита Туллио

Левитан Исаак

Либерман Евсей

Люксембург

Люстиже Жан Мари