Леонидов Леонид

ЛЕОНИ́ДОВ Леонид Миронович (псевдоним; настоящая фамилия Вольфензон; 1873, Одесса, – 1941, Москва), русский актер. Родился в еврейской купеческой семье. Сценическую деятельность начинал в любительских спектаклях в Одессе. В 1895–96 гг. учился в Московском императорском театральном училище. Играл в театрах Соловцова (1896–1901, Киев, Одесса) и Корша (1901–1903, Москва). С 1903 г. — в Московском художественном театре (МХТ, позже МХАТ), где дебютировал в роли Васьки Пепла («На дне» М. Горького). Обогатил систему актерской игры МХТ (отличавшуюся в то время чрезмерным психологизмом и натурализмом) трагедийным накалом и темпераментом, сочетая яркую бытовую характерность с обобщенностью образов. Играл также комедийные роли, которым часто придавал острую гротескность (Скалозуб — «Горе от ума» А. Грибоедова, 1906; Плюшкин — «Мертвые души» по Н. Гоголю, 1932, и другие). Многие из созданных им образов принадлежат к высшим достижениям русской сцены (Дмитрий Карамазов — «Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому, 1910; Пер Гюнт — «Пер Гюнт» Г. Ибсена, 1912, и другие). Леонидов был одним из немногих русских советских актеров (М. Астангов; М. Штраух; С. Межинский, 1889–1978; Л. Свердлин, 1901–69), позволявших себе собственную трактовку образа. Леонидов философски углублял драматические роли и часто поднимал их до трагедийных высот (Пугачев — «Пугачевщина» К. Тренева, 1925; профессор Бородин — «Страх» А. Афиногенова, 1931, и другие).

С 1918 г. снимался также в кино: Иван Грозный («Крылья холопа», 1925), губернатор фон Валь и раввин («Его превосходительство», 1928), Держащий нити («Марионетки», 1936), Гобсек («Гобсек», 1937) и другие.

С 1935 г. преподавал в Государственном институте театрального искусства (доктор искусствоведения, профессор — с 1939 г.; декан; в 1939–41 гг. — художественный руководитель). В 1936 г. Леонидову было присвоено звание Народного артиста СССР.

Смотрите также

Лахав

Леви Ицхак

левиратный брак и халица

Ледерберг Джошуа

Львов