Ленин Владимир

ЛЕ́НИН (Ульянов) Владимир Ильич (1870, Симбирск, ныне Ульяновск, – 1924, Горки, ныне Ленинские Горки Московской области), основоположник большевизма, вождь Октябрьской революции 1917 г. в России, основатель и первый лидер советского государства. Дед Ленина со стороны матери, доктор А. Бланк, был евреем, принявшим христианство. Многочисленные высказывания Ленина по еврейскому вопросу выражают его позицию, которая в большой мере определила политику советских властей по отношению к евреям, хотя на практике в нее вносились важные коррективы.

Ленин был решительным противником антисемитизма во всех его проявлениях и клеймил его как «гнусное раздувание расовой особенности и национальной вражды» («Проект резолюции о месте Бунда в РСДРП», 1903, Полное собрание сочинений /далее — ПСС/, т. 7, с. 245). Он гневно осуждал еврейские погромы (например, «Мобилизация реакционных сил и наши задачи» /далее — «Мобилизация...»/, 1903; в брошюре «Н. Ленин. О еврейском вопросе в России», 1924, с. 27, в ПСС не вошла) и утверждал, что «только совсем темные и забитые люди могут верить лжи и клевете, распространяемой о евреях» («О погромной травле евреев» /далее — «О погромной...»/, речь, записанная на граммофонную пластинку в 1919 г.; ПСС, т. 38, с. 242), и резко протестовал против антиеврейской политики царских властей, отмечая, что «наиболее угнетенная и затравленная нация — еврейская» («Критические заметки по национальному вопросу» /далее — «Критические...»/, 1913, ПСС, т. 24, с. 122). Ленин неоднократно требовал предоставления полного равноправия евреям России, и по его инициативе большевистская фракция в 4-й Государственной думе (1912–17) внесла законопроект об отмене всех ограничений прав евреев, который предусматривал, в частности, ликвидацию черты оседлости, а также любых ущемлений их прав в области образования, государственной и общественной службы, приобретения и аренды имущества в городах и селах и т. д.

Личное отношение Ленина к евреям было неизменно положительным, и ему даже принадлежат, по свидетельству современников, высказывания крайне филосемитского характера, например: «Мы [русские] — народ, по преимуществу талантливый, но крайне ленивого ума. Русский умник почти всегда еврей или человек с примесью еврейской крови» (М. Горький. «Владимир Ленин», 1924). Ленин отказался конфисковать выпущенную массовым тиражом во время гражданской войны чрезмерно филосемитскую по содержанию прокламацию М. Горького «О евреях», несмотря на опасения, что она может стать антисемитским козырем в руках врагов революции (см. Ш. Диманштейн, предисловие к брошюре «Ленин о еврейском вопросе в России», 1924).

Позиция Ленина по еврейскому вопросу была, вместе с тем, незначительной частью созданной им большевистской идеологии и всецело определялась интересами политической борьбы. В основе этой позиции был решительный отказ Ленина рассматривать еврейство как отдельную нацию, аргументированный доктринерским тезисом об обязательности для нации общности территории и языка. Ленин, вслед за К. Каутским, видел в евреях России и Галиции лишь касту, обособленную вследствие навязанных им ненормальных условий существования («Тезисы по национальному вопросу», 1913, ПСС, т. 23, с. 319). Для Ленина идея еврейской нации всегда оставалась «сионистской, совершенно ложной и реакционной по своей сущности» («О положении Бунда в партии», 1903, ПСС, т. 8, с. 72).

Соответственным было отношение Ленина к сионизму, сторонников которого он постоянно клеймил как реакционеров или презрительно называл «патентованными представителями еврейской на­ции» («Моби­лизация...», там же, с. 31). Особенно резко реагировал Ленин на обращенные к евреям призывы сионистов не вмешиваться в русскую политическую борьбу и заняться собственными делами. Несовместимость этой установки с его идеологической доктриной привела Ленина к чреватому серьезными последствиями выводу, что сионизм является большим врагом социал-демократии, чем антисемитизм («Мобилизация...», там же, с. 35), так как первый «отвлекал от революционной борьбы значительные культурные слои еврейского пролетариата», а второй «вел за собой лишь совершенно темные в культурном и политическом отношении элементы русского населения» («Мобилизация...», там же).

Ленин и еврейские погромы рассматривал прежде всего как помеху делу революции («Мобилизация...», там же; «О погромной...», ПСС, т. 38, с. 242–243; декрет Совнаркома «О пресечении в корне антисемитского движения», 1918, и другие), а сочувствие жертвам погромов не мешало ему называть их переживания «реакционно-паническим настрое­нием» («Мобилизация...», там же).

Ленин постоянно подчеркивал, имея в виду прежде всего еврейскую проблему, как наиболее острую в России, что для него национальный вопрос, то есть равноправие наций и ликвидация национального гнета — это вопрос второстепенный, который следует полностью подчинить потребностям классовой борьбы, экономического развития и государственно-административного управления (например, «Критические...», там же, с. 118, 119). С этих же позиций Ленин подходил и к проблеме еврейской национальной культуры, сама идея которой была для него совершенно неприемлемой. Ленин утверждал, что тот, «кто прямо или косвенно ставит лозунг еврейской `национальной культуры`, тот (каковы бы ни были его благие намерения) — враг пролетариата, сторонник старого и кастового в еврействе, пособник раввинов и буржуа» («Критические...», там же, с. 123; а также статьи «О национальной программе РСДРП», 1913, ПСС, т. 24, с. 225; «В трех соснах заблудились», 1916, ПСС, т. 30, с. 144; «Пункт программы в области национальных отношений» /далее — «Пункт программы...»/, 1919, ПСС, т. 38, с. 111; и другие).

В соответствии с этим Ленин решал и вопрос об ассимиляции, резко критикуя непоследовательную позицию Бунда в этом вопросе. Согласно Ленину, следует осуждать лишь насильственную ассимиляцию, связанную с национальным угнетением, с привилегиями одной нации и неравноправием других. Ассимиляцию же добровольную, стихийную, связанную с конкретными обстоятельствами пребывания малой нации в среде крупной, Ленин приветствовал, считая ее прогрессивным явлением («Критические...», там же, с. 125). Против ассимиляции, писал он, «могут кричать только еврейские реакционные мещане, желающие повернуть назад колесо истории... Против ассимиляторства никогда не кричали те всемирно-исторические прославленные лучшие люди еврейства, которые давали миру передовых вождей демократии и социализма» (там же, с. 126). Ленин поэтому решительно возражал и против идеи культурно-национальной автономии («О культурно-национальной автономии», ПСС, т. 24, сс. 174–178). Ленин утверждал: «Борьба против всякого национального гнета — безусловно, да. Борьба за всякое национальное развитие, за «национальную культуру» вообще — безусловно, нет» («Критические...», там же, с. 132). Для Ленина требование безусловного равноправия евреев, в отстаивании которого он был неизменно последователен на протяжении всей жизни, предполагало их добровольную и безболезненную ассимиляцию. Образцом решения еврейского вопроса Ленин считал Европу, где, как он думал, «евреи получили полное равноправие и все больше сливаются с тем народом, среди которого они живут» («Национализация еврейской школы», 1913, ПСС, т. 23, с. 375).

Решающую роль в политике Ленина в еврейском вопросе после революции сыграло стремление использовать его в качестве одного из средств сохранения и упрочения власти большевиков. Ленин и раньше неоднократно отмечал, что процент евреев в демократическом и пролетарском движениях везде заметно выше процента евреев среди населения в целом (см., например, «Критические...», там же, сс. 122, 123). Поскольку специфические условия России сильно облегчали привлечение евреев на сторону революции, а в годы гражданской войны защита советской власти во многих случаях «сливалась для евреев с защитой от физического истребления» («Докладная записка Центрального бюро еврейских коммунистических секций ЦК РКП» в брошюре «Ленин и еврейский вопрос в России», 1924), Ленин был инициатором как выдвижения евреев на ведущие посты в государственном и партийном аппарате, так и объявления вне закона антисемитизма, погромщиков и подстрекателей к погромам (декрет Совнаркома от 1918 г., см. выше). Одновременно, принимая во внимание важность привлечения на сторону большевиков всей еврейской массы, которая представляла собой, особенно в бывшей черте оседлости, крупную этническую общность с собственной культурой и языком, Ленин одобрил создание специальных еврейских отделов в государственных и партийных органах (Еврейский комиссариат, Евсекция) и признание идиш национальным еврейским языком. Ленин даже утверждал, что «со стороны рабочих тех наций, которые были при капитализме угнетателями, требуется особая осторожность к национальному чувству наций угнетенных (например, со стороны великороссов, украинцев и поляков по отношению к евреям...), содействие не только фактическому равноправию, но и развитию языка, литературы...» («Пункт программы...», там же, с. 111). Хотя эти меры носили тактический и временный характер, они в некоторой степени способствовали развитию еврейской национальной культуры и национального самосознания еврейских масс в СССР. Проводимая одновременно по указанию или при поддержке Ленина политика преследования сионистов, борьба против еврейской религии и традиций и запрещение иврит языка привели впоследствии к почти полному уничтожению еврейской культуры в СССР. Тем не менее, при жизни Ленина открытых проявлений антисемитизма в политике советских властей не было. Они появились лишь после его смерти и приобрели особенно явные формы вскоре после окончания Второй мировой войны и в последующие годы. Знаменательно, что при перезаписи в 1961 г. речей Ленина, записанных на граммофонные пластинки при его жизни, была исключена лишь речь, направленная против антисемитизма (см. выше). См. также: Коммунизм, Россия, И. Сталин, Евсекция, «Космополиты», Антисемитизм и другие.

Смотрите также

Либерман Макс

Лидс

Лилит

Липшиц Жак

Люблин Меир бен Гдалия