Лёв Леопольд

ЛЁВ Леопольд (Löw, Leopold; 1811, Чернагора, Моравия, – 1875, Сегед, Венгрия), венгерский раввин и ученый, один из основоположников реформизма (см. Реформизм в иудаизме) в Венгрии. Учился в нескольких иешивах Моравии и Венгрии. Светское образование получил в протестантском лицее в городе Пресбург (ныне Братислава) и университетах Пешта (см. Будапешт) и Вены. Лёв изучил итальянский, французский, латинский и греческий языки, перевел на иврит некоторые произведения Ф. Шиллера.

В 1841 г. Лёв стал раввином и директором еврейской школы в городе Надьканижа (Венгрия), в 1846 г. возглавил еврейскую общину в городе Папа. В 1848 г. Лёв поддержал восстание против австрийской власти. После подавления революции был арестован и провел три месяца в тюрьме (1849). С 1850 г. до конца жизни Лёв возглавлял еврейскую общину города Сегед.

Лёв был одним из вождей борьбы за равноправие евреев Венгрии. Этой теме он посвятил многочисленные статьи; подверг критике мнение признанного вождя венгерского национально-освободительного движения Л. Кошута, считавшего, что эмансипация евреев должна быть обусловлена их отказом от своей религии или, по крайней мере, ее радикальной реформой. Сторонник реформизма, Лёв не считал, однако, возможным разрыв с раввинистической традицией. Он разработал план создания организации, охватывающей все венгерское еврейство. Этот план послужил основой созыва Всееврейского конгресса 1868 г., на котором произошел раскол венгерского еврейства на два лагеря — ортодоксов и реформистов («неологов»). Сам Лёв не принял, однако, участия в конгрессе (см. Венгрия).

Лёв был первым критиком книги М. Гесса «Рим и Иерусалим» (1862). Несмотря на свое несогласие с идеей создания еврейского государства в Эрец-Исраэль, Лёв находил в книге М. Гесса ряд положительных моментов. В 1844 г. в Лейпциге Лёв предпринял попытку издания научно-политического журнала «Бен-Ханания» на немецком языке (вышел один номер); в 1858–67 гг. журнал выходил под его редакцией на французском языке в городе Сегед. В журнале выступали выдающиеся представители науки о еврействе, однако большинство статей в нем были написаны самим Лёвом. В 1847 г. Лёв пытался основать и первый еврейский журнал на венгерском языке «Мадьяр синагога»; был напечатан лишь один выпуск. Хотя венгерский язык Лёв выучил уже взрослым, он с успехом читал по-венгерски проповеди. Сборник проповедей Лёва на венгерском языке был опубликован в 1870 г.

Литературное наследие Лёва многосторонне: его произведения посвящены Библии, Галахе, археологии талмудической эпохи, истории венгерского еврейства (в этой области Лёв был пионером), реформе иудаизма и другим актуальным вопросам. Наиболее значительное сочинение Лёва: «Реформа раввинистического ритуала с раввинистической точки зрения» (1839); «Практическое введение в Священное Писание и историю его толкования» (1855); «Исследования еврейских древностей» (т. 1, 1870; т. 2, 1875). После смерти Лёва большинство его статей были собраны и опубликованы его сыном Иммануэлем (см. И. Лёв). Религиозные стихотворения Лёва на иврите были опубликованы в Иерусалиме профессором Ш. Клейном (1948).

Лёв был ярким выразителем того течения в венгерском еврействе, которое стремилось стать интегральной частью венгерского общества, сохраняя одновременно верность ценностям иудаизма. Деятельность Лёва способствовала эмансипации еврейства Венгрии, в частности, отмене средневековой еврейской клятвы (см. Клятва). Вместе с тем, Лёв настаивал на солидаризации евреев с национальными целями венгров, в отличие от своего старшего современника М. Софера.

Смотрите также

Лавочкин Семен

Лапид Иосеф

Леви-Провансаль Эварист

Леви-Строс Клод

Литвин А.