Эфраим

ЭФРАИ́М (אֶפְרָיִם; в русской традиции Ефрем, согласно Быт. 41:52 и Хош. 13:15, по-видимому, от корня פרה — `плодиться`, `процветать`), в Библии — младший сын Иосифа, родоначальник одного из колен Израилевых. Поскольку имя Эфраим имеет форму двойственного числа, не встречающуюся в этнонимах, не исключено, что первоначально это был топоним (ср. топонимы в двойственном числе: Мицраим — Египет, Арам-Нахараим — Верхняя Месопотамия и т. п.); в Библии неоднократно упоминается «гора Эфраим», расположенная к северу от Иерусалима.

Эфраим родился в Египте (Быт. 41:50–52 и 46:20), его мать, Аснат, была дочерью жреца Потифера. Незадолго до смерти Иаков признал Эфраима и его старшего брата Менашше своими сыновьями, уравняв их таким образом с Реувеном, Шим‘оном и другими родоначальниками колен (Быт. 48:5,16). Несмотря на это, в так называемом завещании Иакова, где перечисляются все колена, назван Иосиф (Быт. 49:22–26), а не Эфраим и Менашше; в «завещании Моисея» они упоминаются в контексте пророчества, адресованного Иосифу (Втор. 33:13–17). Благословляя сыновей Иосифа, Иаков, вопреки его возражению, возложил правую руку на голову Эфраима и тем самым «поставил Эфраима впереди Менашше» (Быт. 48:20). Как полагают многие комментаторы, это свидетельствует о том, что Эфраим и Менашше считались родственными коленами, причем первоначально колено Менашше было более влиятельным (или более многочисленным; ср. Быт. 48:19), а позднее главенство перешло к Эфраиму.

Библия сообщает, что через год после Исхода колено Эфраима насчитывало 40,5 тыс. мужчин в возрасте 20 лет и старше (Чис. 1:32–33), а после мора, постигшего израильтян в наказание за идолопоклонство, — 32,5 тыс. (Чис. 26:35–37); согласно обеим переписям, это было одно из самых малочисленных колен. Одним из 12 соглядатаев, которых Моисей послал «высмотреть землю Ханаанскую» (Чис. 13:2), был представитель колена Эфраима Хошеа бин Нун (Чис. 13:9), отождествляемый в Чис. 13:17 с Иехошуа бин Нуном. Вместе с Калевом бен Иефунне из колена Иехуды он пытался опровергнуть утверждение остальных соглядатаев о том, что завоевать Ханаан невозможно (Чис. 14:6–9); за это Иехошуа не только удостоился права вступить в Землю обетованную (все «поколение Исхода», исключая Калева, погибло в пустыне), но и был избран преемником Моисея (Втор. 3:28, 31:7–8,14,23, ИбН. 1:1–2). Под его началом большая часть Ханаана была завоевана израильтянами (ИбН. 1–12) и поделена между коленами (ИбН. 13–21).

В Судей Израилевых книге Эфраим — одно из наиболее влиятельных колен. По призыву Деборы, жившей, как следует из книги Судей (4:5), на территории надела Эфраима, колено приняло участие в восстании против угнетавшего Израиль царя Хацора (Суд. 5:14). В ходе возглавленной Гид‘оном военной кампании против мидианитов колено Эфраима захватило переправы через Иордан и отрезало врагу путь к отступлению (Суд. 7:24). Недовольные тем, что им пришлось играть второстепенную роль, эфраимитяне «сильно ссорились» с Гид‘оном (Суд. 8:1), и лишь его дипломатичный ответ предотвратил междоусобный конфликт (Суд. 8:2–3). Сходная ситуация сложилась после победы над аммонитянами (см. Аммон); на этот раз жители Гил‘ада вступили в бой с эфраимитянами, угрожавшими убить их предводителя Ифтаха, и разгромили их (Суд. 12:1–4). Уцелевшие эфраимитяне пытались переправиться на правый берег Иордана, выдавая себя за представителей других колен, однако находившиеся у переправы воины Ифтаха узнавали их по специфическому произношению слова шибболет (колос), которое они выговаривали как сибболет, и убивали на месте. Это повествование содержит уникальную информацию о диалектных различиях в разговорном языке древнего Израиля.

В царстве Соломона область горы Эфраим была одним из 12 административных округов (I Ц. 4:8). После распада Объединенного царства колено Эфраима составило ядро северного Израильского царства. Основавший его Иоров‘ам I был эфраимитянином (I Ц. 11:26); Бет-Эль, являвшийся, наряду с Даном, крупнейшим культовым центром этого царства (I Ц. 12:26–33), находился на территории надела Эфраима. В книгах поздних пророков (см. Пророки книги) все Израильское царство нередко именуется Эфраим (ср., например, Ис. 7:5, Иер. 31:18–20, Хош. 5:9, Зх. 9:13). Вскоре после захвата ассирийцами Израильского царства (см. Месопотамия, Салманасар V, Саргон II) значительная часть эфраимитян была насильственно переселена в Месопотамию (720 до н. э.; см. Пленение ассирийское), где они со временем растворились среди местного населения. Многие из тех, кому удалось избежать пленения, оказались после падения Ассирии (620–610-е гг. до н. э.) под властью Иудейского царства (по свидетельству Библии, в частности, был установлен контроль над Бет-Элем; II Ц. 23:15–18) и, вероятно, вошли в колена Иехуды и Биньямина; другие стали предками самаритян. В позднейшей еврейской традиции Эфраим — одно из колен исчезнувших.

Согласно ИбН. 16:1–8, надел колена Эфраима простирался от Иордана на востоке до Средиземного моря на западе и от Шхема на севере до Бет-Эля и Бет-Хорона на юге. На этой территории сосредоточено большое количество археологических памятников (Шило, Бет-Эль, Гезер, Ай, Афек и многие другие), которые стали объектами изучения историков. В 1980–90-х гг. Институт археологии Тель-Авивского университета осуществил комплексное археологическое обследование гористой части региона, в ходе которого были обнаружены руины более чем 550 существовавших в разное время поселений. Было установлено, что в 15–13 вв. до н. э. (период поздней бронзы) здесь существовало лишь пять населенных пунктов, однако уже в 12–11 вв. до н. э. (железный век I, приблизительно соответствующий библейской эпохе Судей) их число увеличилось до 110, а в 10–7 вв. до н. э. (железный век II, соответствующий эпохе Царств в Израиле) — до 185; рост населения сопровождался бурным развитием сельского хозяйства (вначале — преимущественно животноводства и злакового земледелия, а затем садоводства, виноградарства и производства оливкового масла). Многие ученые полагают, что эта картина отражает постепенное (и большей частью мирное) освоение горных районов Ханаана израильтянами, и на этом основании утверждают, что древнеизраильская общность первоначально сложилась на территории наделов Эфраима и Менашше (где в 12–11 вв. до н. э. было сосредоточено свыше 90% жителей этих районов). По мнению других, в связи с тем, что принадлежность жителей вновь возникших поселений к той или иной этнической или религиозной группе не может быть достоверно установлена, называть их израильтянами неправомерно.

Смотрите также

Эвен-Шошан Аврахам

«Эйн ке-Элохейну»

Эйхенбаум Борис

Эл‘азар Давид

Элиша бен Авуя