Эли‘эзер бен Иоэль ха-Леви

ЭЛИ‘Э́ЗЕР БЕН ИОЭ́ЛЬ ХА-ЛЕВИ́ из Бонна ( акроним רַאֲבְיָ"ה, Раавья, или רַאבְיָ"ה, Равья; 1140–1225), еврейский ученый, галахист (см. Галаха). Учился у своего отца, Иоэля ха-Леви из Бонна, а также у Иехуды бен Шмуэля хе-Хасида и Иехуды Калонимуса из Майнца. После смерти брата Ури, погибшего мученической смертью в 1216 г., от скорби стал терять зрение, так что его ученики записывали его новеллы (см. Раввинистическая литература) под диктовку. За свою жизнь Эли‘эзер бен Иоэль неоднократно переезжал с места на место — он жил в Бонне, Вормсе, Вюрцбурге, Майнце, Кельне, Регенсбурге и, по-видимому, в городах Франции и Ломбардии. Он отказывался от поста раввина, чтобы «не извлекать из Торы ни славы, ни выгоды». Но когда у него отняли все его имущество, он уступил просьбе отца и принял пост раввина Кельна в 1200 г. Этот пост принес ему славу выдающегося духовного вождя и галахиста.

Его основной труд «Равья», имеющий и второе название — «Ави ха-‘эзри» («Мой отец — моя помощь»), содержит халахот, дискуссии по юридическим проблемам в порядке, соответствующем порядку талмудических трактатов (см. Талмуд), а также респонсы (см. Раввинистическая литература), написанные простым и ясным стилем, которым, как правило, предпослано рифмованное вступление. Другое сочинение Эли‘эзера бен Иоэля — «Мишпетей ктубба» («Законы бракосочетания»; см. Ктубба), к которому был приложен трактат «Седер биньян Баит шени» («Порядок сооружения Второго храма»). Средневековые ученые упоминают сочинение Эли‘эзера бен Иоэля «Авиасаф» (буквально «Мой отец собрал») — комментарий к талмудическим трактатам Нашим и Незикин. По всей видимости, Эли‘эзер бен Иоэль также написал тосафот к некоторым талмудическим трактатам, разъяснения к различным местам Пятикнижия, а также шесть пиютов.

Хотя основная цель Эли‘эзера бен Иоэля состояла в установлении халахот, его подход к разъяснению текста и к основным источникам (Вавилонский и Иерусалимский Талмуд, ришоним) напоминает подход тосафистов. Галахические труды Эли‘эзера бен Иоэля считались основополагающими вплоть до выхода в свет Шулхан арух. Выдающиеся кодификаторы закона опирались на его труды, а рабби Эли‘эзер из Меца называл его столпом и устоем Галахи. Эли‘эзер бен Иоэль славился также своим благочестием и этическим учением; его современники говорили, что его увещевания достигали цели и вызывали раскаяние.

Смотрите также

Эйнат

энциклопедии

Эпштейн Марк

этнология

Эттингер Акива Я‘аков