Шлифер Шломо

ШЛИ́ФЕР Шломо (Соломон Михайлович; 1889, местечко Смела, Киевская губерния, – 1957, Москва), раввин. Родился в семье шохета, позже — духовного раввина города Александрия Херсонской губернии Иехиэля Михаэля Шлифера (1865–1907). Еврейское религиозное образование получил под руководством отца, а затем в иешиве города Лида (Виленская губерния) у основателя движения Мизрахи раввина И. Я. Рейнеса, на внучке которого женился.

В 1913 г. Шлифер получил смиху и стал раввином в местечке Вороново (Лидский уезд Виленской губернии), но в том же году был избран духовным раввином города Александрия (занимал этот пост до 1922 г.). В период гражданской войны его жена и сын умерли от голода, а мать и братья были убиты погромщиками.

В 1922 г. Шлифер переселился в Москву, в 1922–29 гг. был секретарем, в 1929–31 гг. — членом московского раввината. В 1930-е гг. работал бухгалтером в советских учреждениях, в период религиозных преследований обвинялся в спекуляции (суд не состоялся), отошел от еврейской общинной жизни. Вскоре после начала войны (1941) эвакуировался в Ташкент.

В 1943 г., в результате изменения политики советских властей по отношению к религии, был назначен раввином Московской хоральной синагоги (предыдущий раввин Ш. И. Л. Медалье был расстрелян в апреле 1938 г.). 2 апреля 1944 г. Шлифер принял участие в состоявшемся в Москве третьем митинге Еврейского антифашистского комитета (ЕАК), на котором выступил с прочувствованной речью; тогда же вошел в ЕАК. В 1946 г. Шлифер стал также председателем еврейской религиозной общины Москвы, сменив на этом посту Ш. Чобруцкого. Шлифер вел постоянную переписку с известными зарубежными раввинами, в основном по религиозным вопросам.

В 1951 г. органы государственной безопасности готовили арест Шлифера, однако высшие партийные власти не санкционировали его. Шлифер весьма умело лавировал между обязательными контактами с представителями властей и своей приверженностью иудаизму, преданностью общине, еврейскому народу. Однако иногда Шлифер был вынужден участвовать в тех или иных политических кампаниях. Это делалось по инициативе советских властей, заинтересованных в подписях служителей культа, в том числе и раввинов, под обращениями против предоставления Германии атомного оружия, против войны, в том числе и Синайской кампании (газета «Известия», 29 ноября 1956 г.). В 1956 г. Шлифер вместе с Д. Драгунским представлял советское еврейство в Париже на церемонии открытия мемориала памяти неизвестного еврея — жертвы Катастрофы (сын Шлифера от второго брака Моше, советский офицер, погиб на фронте).

По инициативе и под редакцией Шлифера в Москве в 1956 г. были изданы для членов общины еврейский религиозный календарь на 5717 г. (1956/57) и сиддур (первое за 30 лет еврейское религиозное издание в Советском Союзе). «Сиддур ха-шалом» («Молитвенник мира», тираж три тысячи экземпляров) вместо обычного «Сиддур ха-шалем» («Полный молитвенник») был воспроизведен с дореволюционного сиддура способом фотокопирования, однако в нем были опущены ссылки на войны и победы народа Израиля, например, в хануккальной (см. Ханукка) бенедикции, и была добавлена молитва за благоденствие советского правительства.

В 1957 г. Шлифер создал при Московской хоральной синагоге единственную легальную в Советском Союзе иешиву «Кол Я‘аков», в которой обучалась небольшая группа (в основном грузинских евреев), выпущенных через несколько лет с дипломами шохетов.

Смотрите также

Шарон Аврахам

Шим‘он

Шнеур Залман

Шохат Эли‘эзер

Штрикер Роберт