Шаргород

ША́РГОРОД (на идиш Шаригрод), районный центр Винницкой области, Украина. В 1588 г. король Сигизмунд III даровал Шаргороду статус местечка, жителям были даны различные привилегии. Евреи стали селиться в Шаргороде в 1588–89 гг.; в 1589 г. в городе была построена синагога крепостного типа. Евреев обязали платить подати настоятелю костела. В первой половине 17 в. еврейская община Шаргорода была одной из крупнейших в Подолии. По разным сведениям, в Шаргороде насчитывалось от 300 до 1000 еврейских домов. Раввинами Подолии были представители семейства Мах. Во время восстания казаков под предводительством Б. Хмельницкого, в конце июля 1648 г. Шаргород был захвачен отрядами повстанцев М. Кривоноса, и еврейская община города была уничтожена.

В период турецкого господства в Подолии (1672–99) в Шаргород переселились евреи из Турции.

С 1699 г. Шаргород в составе Польши. В 18 в. еврейское население Шаргорода резко увеличилось. В 1734 г. город пострадал от погрома, устроенного гайдамаками. Раввинами Шаргорода в первой половине 18 в. были рабби Моше Элханан Хальперин, рабби Нафтали Херц Кахан, рабби Аврахам бен Меир (умер в 1744 г.). Шаргород стал одним из центров распространения хасидизма в Подолии. Я‘аков Иосеф бен Цви ха-Кохен Кац из Полонного, ученик Бешта (см. Исраэль бен Эли‘эзер Ба‘ал-Шем-Тов), был раввином Шаргорода. В 1748 г. его изгнали из Шаргорода за пропаганду хасидизма. Хасидскими раввинами были Я‘аков бен Аврахам и Давид Цви (тесть рабби Натана Штернхарца из Немирова, 1780–1845).

В Шаргороде, как и во всей Подолии, были очень распространены мистическо-мессианские настроения. В городе жили последователи Саббатая Цви и франкисты (см. Я. Франк), ученики Бешта, рабби Давид из Шаргорода, рабби Залман из Шаргорода (умер в 1782 г.).

С 1793 г. Шаргород — местечко Подольской губернии в составе России. В 1847 г. в Шаргороде проживало 3670 евреев, в 1897 г. — 3989. Основными занятиями евреев были ремесла и торговля. Так, в 1820–30 гг. в Шаргороде жили три купца разных гильдий, все трое — евреи. В конце 19 в. – начале 20 в. евреям принадлежали все торговые заведения Шаргорода, лесные склады, типография, гостиницы.

В 1799 г. было открыто новое еврейское кладбище. С введением в 1827 г. «натуральной воинской повинности для евреев» (см. Военная служба.) на кагал была возложена ответственность за своевременную поставку рекрутов. Кагал Шаргорода сдавал в солдаты в основном детей бедных родителей, часто вне очереди. В 1834 г. злоупотребления кагала по сдаче внеочередных рекрутов были раскрыты.

Во второй половине 19 в. большинство еврейского населения Шаргорода были последователями Ружинско-Садагорской династии (см. Ружинский цаддик, Хасидизм). Раввином Шаргорода был Ханох Крупник, дед израильского писателя Б. Кару. В конце 1880-х гг. в городе было шесть синагог, в начале 20 в. — девять. В начале 1910 г. в Шаргороде функционировали частное еврейское училище для мальчиков и смешанное еврейское училище.

Евреи Шаргорода пострадали в годы революции и гражданской войны (1917–20). Так, летом 1919 г. подчинявшиеся Директории во главе с С. Петлюрой вооруженные отряды устроили в Шаргороде еврейский погром, во время которого было убито около 100 человек.

В 1923 г. в Шаргороде проживало 1918 евреев, в 1926 г. — 2697 евреев (61% от общей численности населения), в 1939 г. — 1664 еврея (74% населения). С середины 1920-х гг. в Шаргороде функционировала семилетняя еврейская школа, был создан еврейский колхоз «Красный пахарь». В 1930-е гг. в городе были закрыты все синагоги.

В июле 1941 г. немецко-румынские войска заняли Шаргород; город был включен в состав Транснистрии, находившейся под контролем румынских властей. В городе было устроено гетто, население которого в декабре 1941 г. составляло около семи тысяч человек. Большинство обитателей гетто составляли депортированные румынским правительством евреи из Бессарабии, Буковины и Румынии. Созданный в гетто еврейский комитет под руководством М. Тайча делал все возможное для спасения евреев. В гетто смогли укрыться многие евреи, бежавшие из других мест, в том числе из районов, оккупированных немцами. В гетто были пекарни, столовая для бедных, аптека, больница, детский дом, ремесленный и потребительский кооперативы. Зимой 1941–42 гг. от инфекционных заболеваний, в основном от тифа, в гетто умерли около 1400 человек. Благодаря самоотверженной работе медицинского персонала зимой 1942–43 гг. смертность от инфекционных заболеваний почти прекратилась (умерли всего четыре человека). В Шаргороде оккупационные власти не проводили акций по уничтожению еврейского населения; евреев использовали на дорожных работах. Шаргород был местом на оккупированных территориях Советского Союза, в котором уцелело большинство еврейского населения.

В конце 1940-х гг. в Шаргороде проживало более тысячи евреев; в частном доме собирался миньян, был свой шохет.

В начале 1990 г. в Шаргороде было образовано Общество еврейской культуры, в 1994 г. зарегистрирована еврейская община. По данным Еврейского агентства, в 1993 г. в Шаргороде насчитывалось около 700 евреев.

Смотрите также

Шац Цви

Шварц Давид

Шиба Хаим

Шлегель Доротея фон

Шулов Ахарон