Ша‘ар-ха-Голан

ША́‘АР-ХА-ГОЛА́Н (שַׁעַר הַגּוֹלָן, `врата Голан`), киббуц в Иорданской долине в 2 км восточнее южной оконечности озера Киннерет. Принадлежит к объединению Ха-Киббуц ха-арци — Ха-Шомер ха-ца‘ир. Площадь — 300 га, население 519 человек (начало 2003 г.). Основные отрасли хозяйства: рыбоводство, птицеводство, животноводство (крупный рогатый скот), садоводство, есть и промышленное производство (фабрика пластмассовых изделий «Голан»).

Киббуц Ша‘ар-ха-Голан основан в 1937 г. в рамках поселений хома у-мигдал как военный лагерь халуцим из Польши и Чехословакии членами киббуца Эйн-ха-Коре, созданного в Ришон-ле-Ционе. Накануне основания Государства Израиль Ша‘ар-ха-Голан был одной из баз плуггот саде (`полевые роты`; см. Хагана), отбивавшей арабские атаки, а также транзитным пунктом для репатриировавшихся евреев из Сирии. С началом Войны за Независимость, 18 мая 1948 г., киббуц был атакован и разрушен сирийскими силами совместно с иракским и иорданским военным контингентом; жители Ша‘ар-ха-Голан временно перешли в Дганию. Однако спустя три дня Ша‘ар-ха-Голан и соседний киббуц Масада были отбиты и возвращены; находясь на линии фронта, киббуцы начали свое восстановление.

В следующие 20 лет, особенно перед Шестидневной войной, сирийские и иорданские войска с близко расположенных позиций часто обстреливали Ша‘ар-ха-Голан. Несмотря на то, что после завоевания Голанских высот (см. Голан) сирийская угроза была устранена, киббуц, находящийся вблизи от границы с Иорданией, продолжал страдать от постоянных обстрелов террористов ООП во время так называемой Войны на истощение (апрель 1969 г. – октябрь 1970 г.), позже — от эпизодических нарушений границы диверсантами. В октябре 1994 г. был подписан договор с Иорданией, что положительно сказалось на обстановке в Ша‘ар-ха-Голан. В киббуце есть археологический музей, открыта гостиница для туристов.

На территории Ша‘ар-ха-Голан найдены остатки большого поселения периода неолита. Раскопки производились с 1943 г. М. Штекелисом, назвавшим найденную культуру ша‘ар-ха-голанской, или ярмукской (по названию притока Иордана Ярмук). Она свидетельствует о стадии перехода к скотоводству и земледелию, а также о наличии культа плодородия: на плоских овальных камнях выцарапаны схематические изображения женщин, животных. Найдены глиняные фигурки и двойной топорик, керамические (из глины, смешанной с песком и соломой) сосуды ручной лепки, украшенные примитивным орнаментом.

Смотрите также

Шалом Силван

Шим‘он

Шохат Эли‘эзер

Штерн Григорий

«Штром»