Черкассы

ЧЕРКА́ССЫ, областной центр на Украине. В 1394–1471 гг. находился в составе Киевского удельного княжества, подчиненного Литве, в 1471–1569 гг. — в составе Литвы, после Люблинской унии 1569 г. и до 1793 г. — в составе Польши.

Евреи появились в Черкассах в конце 16 в., когда территория Украины была охвачена колонизационной волной (среди поселенцев разных национальностей были и евреи — выходцы из польских земель). Через Черкассы проходили караваны, осуществлявшие торговлю между Москвой и Каффой (среди купцов были евреи). Во время восстания под руководством Б. Хмельницкого (1648–54) и русско-польской войны 1654–67 гг. многие евреи, проживавшие в Черкассах, были убиты, часть уведена в плен татарами, некоторым удалось бежать из города.

Вновь евреи поселились в Черкассах в 18 в. По переписи 1765 г. в Черкассах проживал 171 еврей. Еврейское население города пострадало в 1768 г. во время «Колиивщины» (см. Гайдамаки; Украина. Евреи на территории Украины до конца 18 в. Евреи Украины под властью Литвы и Польши, 1336 г. – конец 18 в.), когда отряды казаков под руководством М. Железняка взяли штурмом Черкассы и вырезали всех находившихся в городе поляков и евреев.

В 1793 г. в результате второго раздела Речи Посполитой (см. Россия. Евреи на территории России в конце 18 в. Правовое и социально-экономическое положение евреев) Правобережная Украина (в том числе Черкассы) перешла под юрисдикцию Российской империи. С 1797 г. Черкассы — уездный город Киевской губернии. По окладным книгам 1802 г., в Черкассах проживало христиан-купцов — 23, евреев-купцов — 33; христиан-мещан — 1633, евреев-мещан — 1750. По ревизии 1847 г., в Черкасском уезде существовали Черкасское еврейское общество (1568 человек), Белозорское (153), Смелянское (1270), Городищенское (587), Будковское (665), Мошенское (351), Жаботинское (543).

В 19 в. Черкассы — один из центров хасидизма на Украине. В городе жил цаддик Я‘аков Исраэль Тверский (см. Тверские), который руководил хасидской общиной города с 1830-х гг. и до своей смерти (1874).

Еврейское население Черкасс занималось преимущественно торговлей зерном и ремёслами, а также откупом спиртных напитков в различных городах Черкасского уезда. Так, крупным откупщиком был Х. Маргуновский. По переписи 1897 г., в Черкасском уезде из 300 тыс. жителей было 30 317 евреев, в том числе в Черкассах — 10 950 евреев (при общей численности 30 000 жителей). В 1910 г. в Черкассах проживало 12 979 евреев. Среди местечек Черкасского уезда наиболее крупные еврейские общины в 1897 г. были в Смеле (7475 человек), Городище (3124), Ротмистрове (1785), Мошнах (1022), Жаботине (272) и Валяве (111).

В начале 19 в. в Черкассах было несколько синагог, девять еврейских молитвенных домов, три частных мужских и одно частное женское еврейские училища, талмуд-тора. В 1860-х гг. в городе были построены еврейская больница и богадельня. В 1903 г. в Черкасском уезде были 22 синагоги.

Еврейское население Черкасс и Черкасского уезда не раз страдало от еврейских погромов. 3–4 мая 1881 г. произошел погром в местечке Смела, который был подавлен с помощью прибывших войск. В последующие дни мая 1881 г. произошли еврейские погромы в окрестных селениях (убит один еврей, имущество многих разграблено крестьянами).

В 1880-х гг. многие евреи Черкасс были сторонниками Ховевей Цион, а в 1890-х гг. — сионизма. В начале 20 в. в городе функционировали отделения различных сионистских партий. В июне 1905 г. для подавления революционного движения в городе черносотенцы из Черкасского русского патриотического общества при попустительстве властей организовали еврейский погром, которому предшествовала усиленная антисемитская агитация. В знак протеста против организации еврейских погромов 23 июня 1905 г. в Черкассах началась забастовка рабочих гвоздильного и сахарного заводов (на которых работало много евреев).

В августе 1917 г. солдаты местного гарнизона создали в Черкассах Союз евреев-воинов. Во время гражданской войны на Украине еврейские погромы произошли в Черкассах и во многих населенных пунктах Черкасского уезда. Эти погромы, устроенные петлюровскими войсками, деникинцами и разными бандами, сопровождались особой жестокостью и огромным количеством жертв (в Черкасском уезде было убито более 1500 евреев). Во время гражданской войны власть в Черкассах менялась 10 раз, каждая смена властей сопровождалась еврейскими погромами. Около 700 евреев было убито бандами атамана Григорьева 12–20 мая 1919 г.; 250 евреев погибло во время погрома, устроенного в мае 1919 г. солдатами армии генерала А. Деникина, в ходе которого каждый еврейский дом грабили в среднем семь раз. Белогвардейцы заставили изгнать евреев из органов городского самоуправления. В некоторых местечках Черкасского уезда (Шполе, Золотоноше) еврейские общины пытались откупиться от громил, но это давало лишь временный эффект: когда деньги у евреев заканчивались, их грабили и убивали. Особенно ожесточенный характер носили погромы, которые устраивали солдаты Вооруженных сил Юга России в декабре 1919 г. Во время погрома в местечке Смела было убито 107 евреев. Позднее с помощью советских властей была организована еврейская самооборона. Летом 1919 г. советская власть национализировала в Черкассах одиннадцать предприятий, бо́льшая часть которых принадлежала евреям. Среди них: мельница Гринблата, табачные фабрики Зарицкого, Летичевского, Вайсбурда, Варшавского и другие.

В 1926 г. еврейское население. Черкасс насчитывало 10 886 человек (28,25% общего населения). Советская власть последовательно закрывала еврейские общинные организации города. На протяжении 1920-х гг. были закрыты многие еврейские молитвенные дома и синагоги, все еврейские религиозные и частные учебные заведения в Черкассах и уезде и были созданы еврейские средние и профессиональные школы (в 1920-е–30-е гг. в Черкассах работала еврейская профтехшкола). В 1929 г. в Черкассах выходила газета на идиш «Дос комунистише ворт».

В сентябре—октябре 1941 г. нацисты и их пособники из местного населения расстреляли в Черкассах несколько тысяч евреев (все еврейское население, оставшееся в городе). В это же время расстрелы еврейского населения произошли и в других населенных пунктах области. Лишь в местечке Шпола было создано гетто, которое просуществовало до 15 апреля 1942 г. К приходу советских войск (декабрь 1943 г. – начало 1944 г.) в этом регионе Украины евреев почти не осталось.

В 1959 г. в Черкассах проживало 5100 евреев (6% общего населения). В конце 1950-х гг. местные власти закрыли в Черкассах последнюю действующую синагогу (ее здание было снесено якобы из-за того, что оно мешало реализации планов реконструкции города). Сохранилось здание синагоги Шкловского (сейчас это жилой дом) и полуразрушенное еврейское кладбище (старые надгробья были разбиты немцами и местным населением).

По переписи 1989 г., в Черкассах проживало 3538 евреев, в Черкасской области — 6505. В начале 1990-х гг., после общей либерализации политического режима на Украине, в Черкассах возродилась еврейская общественная жизнь. В городе существуют Черкасское общество еврейской культуры, две еврейские религиозные общины: Община прогрессивного иудаизма (см. Реформизм в иудаизме) и Иудейская ортодоксальная религиозная община (см. Ортодоксальный иудаизм). В городе Корсунь-Шевченковский Черкасской области с 1994 г. выходит еврейская газета «Надежда». В 1990-х гг. многие евреи Черкасс и области репатриировались в Израиль и другие страны.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

Смотрите также

Чайков Иосиф

Черновцы

«чёрные евреи»

Черняков Адам

Чикаго