Чериковер Илья

ЧЕРИКО́ВЕР Илья Михайлович (Tcherikower, Elias; 1881, Полтава, – 1943, Нью-Йорк), еврейский историк. Родился в семье состоятельного торговца, одного из первых в Полтаве приверженцев Ховевей Цион. В 1898 г. переехал в Одессу, где окончил в 1904 г. рисовальную школу. В 1903 г. сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости. В Одессе Чериковер вступил в сионистско-социалистический (см. Сионизм, Сионисты-социалисты) кружок; позднее примкнул к русским социал-демократам («искровцам»). В 1905 г., будучи студентом университета в Санкт-Петербурге, он был арестован за участие в конференции нелегальной социал-демократической партии и около года провел в заключении.

Впервые в печати Чериковер выступил в конце того же 1905 г. в журнале «Еврейская жизнь» (см. Периодическая печать. Россия) со статьей «Опыт исторической оценки», посвященной марксистской интерпретации творчества Менделе Мохер Сфарима. В 1909 г. Чериковер, уже приобретший известность в качестве автора серьезных аналитических статей в русскоязычной еврейской прессе (см. Периодическая печать. Россия) по вопросам истории еврейского освободительного движения в России, правового статуса, экономических и социальных отношений российского еврейства с коренным населением и т. д., по приглашению Д. Г. Гинцбурга стал сотрудником Еврейской энциклопедии на русском языке. В течение последующих трех лет он написал для этого издания примерно 60 статей, главным образом по истории евреев в России, их культуре, о выдающихся деятелях, о еврейском образовании, эмиграции и т. д. («Библиотеки», «Бунд», «Еврейская пресса в России» и мн. др.).

В 1911–14 гг. Чериковер — редактор «Вестника Общества для распространения просвещения между евреями в России», а в 1913 г. вышел в свет первый том его труда «История Общества для распространения просвещения между евреями в России (1863–1913)», посвященный 50-летию со дня его основания. В 1914 г. Чериковер посетил Эрец-Исраэль, а с началом Первой мировой войны уехал в Нью-Йорк, где под влиянием Б. Борохова начал писать на идиш для американских еврейских газет, а также систематически посылал статьи и корреспонденции в еженедельник «Еврейская неделя» (см. Периодическая печать. Россия).

Летом 1917 г. Чериковер вернулся в Россию и до 1920 г. жил в Киеве, сотрудничая в Еврейском национальном секретариате (см. Украина. Евреи Украины в 1914–1920 гг.). Все эти годы он почти целиком посвятил себя работе во Всеукраинском комитете помощи погромленным (см. Украина. Евреи Украины в 1914–1920 гг.), под эгидой которого с небольшой группой помощников собрал и тщательно документировал сведения о местах, датах, участниках и последствиях самых кровавых и массовых после Б. Хмельницкого еврейских погромов на Украине. Благодаря собранному Чериковеру огромному материалу, который ему удалось в 1921 г. вывезти в Берлин, достоверные сведения о трагической судьбе евреев на Украине в годы гражданской войны получили всеобщую огласку. Чериковер был и автором двух первых из семитомной серии книг по этой проблеме, выпущенной созданным по его инициативе в 1921 г. в Берлине Архивом восточноевропейского еврейства («Антисемитизм и погромы на Украине 1917–18 гг.», с введением С. Дубнова, на идиш и русском языке, Берлин, 1923, и «Погромы на Украине 1919 г.», написанной в 1930-х гг., но изданной на идиш только в 1965 г.). Материалы о погромах, представленные Чериковером защите на судебных процессах Ш. Шварцбарда (Париж, 1926–27) и Д. Франкфуртера (1936), а также истцам на процессе, возбужденном еврейскими общинами Швейцарии против местных нацистов в Берне в 1934–35 гг. (см. «Протоколы сионских мудрецов», Разоблачение фальшивки), сыграли важную роль в исходе этих процессов.

В 1925 г. Чериковер стал одним из основателей ИВО, до конца жизни затем возглавлял в нем секцию истории и редактировал выпускаемый ею «Исторический вестник». В Париже, куда он переехал после прихода к власти в Германии А. Гитлера, Чериковер подготовил серию статей по истории евреев во Франции, в частности, об участии евреев во Французской революции конца 18 в. и борьбе французских евреев за гражданское равноправие («Идн ин Франкрайх», идиш, Н.-Й., 1942). В Париже Чериковер вместе с И. Ефройкиным издавал журнал «Ойфн шейдвег» (1933–40). В Нью-Йорке, куда Чериковеру в 1940 г. с трудом удалось добраться из готовой капитулировать перед нацистами Франции, он стал инициатором, одним из основных авторов и редактором капитального труда «История еврейского рабочего движения в Соединенных Штатах» (т. 1 — 1943, т. 2 — 1945, издан после смерти Чериковера).

Чериковер занимает в еврейской историографии особое место: ему принадлежит приоритет в исследовании сложного комплекса социальных, экономических, культурных, психологических и др. предпосылок, определивших непропорционально большое участие евреев с конца 18 в. в освободительных, революционных и социалистических движениях европейских стран.

В 1957 г. в Тель-Авиве важнейшие работы Чериковера по этой проблематике были изданы в переводе на иврит в книге «Иехудим бе-иттот ха-махпеха» («Евреи в революционную эпоху»).

Эли‘эзер Чериковер (1868–1928), сионистский деятель, брат Ильи Чериковера и отец Виктора Чериковера (см. выше). Студентом Петербургского университета вступил в движение Хиббат Цион (см. Ховевей Цион). С начала 20 в. активный сионист, позднее как один из лидеров сионистского движения в России возглавлял Российское бюро Керен каемет ле-Исраэль (см. Еврейский Национальный Фонд). С 1917 г. председатель Московской сионистской организации, а после запрета сионистской деятельности советскими властями — глава нелегального сионистского центра в России. Подвергался за это репрессиям. В 1921 г. эмигрировал, несколько лет жил в Германии, с 1925 г. — в Эрец-Исраэль.

Смотрите также

Чайков Иосиф

чала

Челарево

Чехов Антон

Чехословакия