Авраам

АВРАА́М (אַבְרָהָם, Аврахам), по Библии, родоначальник еврейского народа, первый из трех патриархов. Авраам — потомок Эвера, правнука Сима (Шема), первого сына Ноя. Повествование о жизни и деятельности Авраама содержится в книге Бытие (11:26–25:10). Авраам, первоначальное имя которого было Аврам (אַבְרָם), родился в Уре халдейском, одном из древнейших и важнейших городов Месопотамии. Здесь он женился на Сарай, которой позже Бог дал имя Сара (в русской традиции Сарра). Отец Авраама Терах (Фарра) покинул Ур и, взяв с собой Авраама, Сарру и внука Лота, направился в Ханаан (мотивы, побудившие его к этому, в Библии не указаны). По дороге, в городе Харане (Северная Месопотамия) Терах умер; Бог повелел Аврааму оставить родную страну, обещая сделать его потомство великим народом.

Авраам, достигший уже 75-летнего возраста, продолжал путь в Ханаан в сопровождении жены и племянника. Когда Авраам дошел до окрестностей Шхема, Бог снова явился ему и обещал отдать весь Ханаан его потомкам. Авраам стал кочевать по Ханаану, сооружая жертвенники Богу. Вскоре наступил голод, и Авраам отправился в Египет, взяв с собой, как явствует из последующего изложения, и Лота. В Египте Авраам выдавал Сарру за свою сестру, так как опасался, что египтяне могут убить мужа такой красавицы. Фараон взял Сарру в свой дворец, но Бог поразил его и его близких болезнями, и она была возвращена Аврааму как жена его. Авраам с Саррой, Лотом и всем приобретенным достоянием вернулся в Ханаан. Здесь, после ссоры между их пастухами, Лот отделился от Авраама и откочевал к городу Содом (см. Содом и Гоморра).

Бог еще раз явился Аврааму и вновь подтвердил свое обещание отдать весь Ханаан его потомству и сделать это потомство бесчисленным, «как песок земной». Поселившись в дубраве аморрея Мамре в Хевроне, Авраам разгромил объединенное войско четырех царей и освободил из их плена Лота. Возвратившись из похода, Авраам получил благословение Малки-Цедека — царя Шалема (по-видимому, древнейшее название Иерусалима). Вскоре Бог еще раз, подтвердил свое обещание дать Аврааму многочисленное потомство, которому будет отдана земля «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. 15:18), причем на этот раз обещание было скреплено заключением союза (завета) между Богом и Авраамом.

Тогда же Бог возвестил Аврааму о том, что его потомки будут рабами «в земле не своей» на протяжении 400 лет. Однако Сарра все еще была бездетной. Она отдала в жены Аврааму свою рабыню Агарь, которая родила ему сына Исмаила. Но Бог снова явился Аврааму и сообщил ему, что обещания, которые Он дал, касаются не Исмаила, а Исаака, которого родит Сарра, и потомков Исаака. Бог повелел, чтобы отныне Аврам именовался Аврахамом (возведение этого имени в Библии к ав хамон гоим — «отец толп народов» носит характер народной этимологии), а Сарай — Сарой, и чтобы «весь мужской пол в доме Авраама был обрезан».

Вскоре после этого к Аврааму явились три ангела, объявившие о предстоящем рождении Исаака. Тогда же Бог сообщил Аврааму о своем намерении разрушить Содом и Гоморру за преступления их жителей. После повествования о разрушении этих городов Библия сообщает о том, что Авраам направился к филистимской границе. Здесь Сарру взял к себе царь города Грар Авимелех, но по велению Бога отпустил ее. Когда Аврааму было сто лет, а Сарре девяносто, родился, наконец, Исаак.

По настоянию Сарры, Авраам отправил в пустыню Агарь вместе с младенцем Исмаилом, а некоторое время спустя Бог приказал Аврааму принести Исаака в жертву Ему и лишь в последний момент рука Авраама, занесенная над Исааком, была остановлена ангелом (см. Акеда), и Аврааму еще раз было сказано, что потомство его будет бесчисленным, подобно звездам небес и песку на берегу морском, и что в его лице народы мира получат благословение. После этого Авраам поселился в Беер-Шеве, и, когда умерла Сарра, он похоронил ее в купленной у хетта Эфрона пещере Махпела. Затем Авраам женился на Ктуре, которая родила ему несколько детей. Смерть постигла Авраама в возрасте 175 лет, и он был погребен Исааком и Исмаилом также в Махпеле.

Сказание об Аврааме открывает цикл библейского эпоса о патриархах. Большинство современных историков пришло к выводу, что не только предания о патриархах, но и их запись в дошедшей до нас литературной форме относятся к очень древнему периоду, хотя, по всей вероятности, они были зафиксированы в период царей (после 10 в. до н. э.). Все более и более подтверждается также предположение о том, что существует некоторая связь между эпитетом иври (отсюда слово «еврей»), впервые примененном в Библии по отношению к Аврааму (Быт. 14:13), а затем — по отношению к израильтянам, и наименованием хабиру, хапиру или апиру, которое встречается в аккадских и египетских источниках с конца третьего тысячелетия до н. э.

Существует также мнение, что этот эпитет связан с происхождением Авраама от Эвера. Хапиру были чужеземцы, проникшие в Ханаан, которые оставались, по-видимому, чужды религии, культу и быту ханаанских народностей. Действительно, характерной чертой Авраама является полный разрыв с культурой страны его происхождения Месопотамией, с одной стороны, и отчужденность от верований, культа и образа жизни ханаанеев — с другой. Авраам, как затем его сын и внук — патриархи Исаак и Иаков — не обладает в Ханаане собственной землей и находится в зависимости от ханаанских царьков — правителей городов.

Он поддерживает мирные отношения с окружающей средой, но сохраняет свою обособленность во всем, что касается верований, культа и даже чистоты рода. Он посылает своего раба к родичам в Северную Месопотамию для того, чтобы привезти жену Исааку. Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник еврейского народа, но и как основоположник иудаистического монотеизма. Послебиблейская традиция приписывает ему открытие существования единого Бога, творца земли и неба и владыки мира. Разрыв с вавилонской культурой эта традиция расширяет до полного отрицания политеизма и язычества.

Согласно мидрашу, Авраам разбивает идолов своего отца Тераха. Еще трехлетним ребенком, увидев закат солнца и исчезновение луны и звезд, он, в отличие от месопотамских жрецов, осознает, что «Господин есть над ними — Ему-то я буду служить и возносить моления свои». Уже в библейском повествовании ярко выражена беспримерная верность и преданность Авраама Богу. Несмотря на все испытания он беспрекословно выполняет приказания Бога. Кульминационным пунктом этих испытаний является жертвоприношение Исаака.

Имя Авраама является в Библии первым из трех собственных имен (наряду с именами Исаака и Иакова), по отношению к которым слово Бог выступает как определяемое. Верование об исключительной связи между божеством и главой какого-либо рода было весьма распространено в древности среди различных племен на Ближнем Востоке, но в сказаниях об Аврааме оно приобретает форму союза (завета; на иврите брит), заключенного между ним и Богом. Союз этот, которому суждено было сыграть важнейшую роль в еврейской истории и в развитии общечеловеческой культуры, включает три основных элемента: 1) избранность потомков Авраама по линии его сына Исаака; 2) обещание дать землю Ханаанскую в собственность этим избранным потомкам Авраама; 3) повеление следовать заветам Бога, включающим в себя и этические нормы.

Эти положения легли в основу библейского мировоззрения и более позднего иудаизма, а впоследствии, в видоизмененной форме, также в основу христианства и ислама. В христианстве место избранного народа занимает церковь, а в исламе избранность передается не по линии Исаака, а по линии Исмаила, считающегося родоначальником арабов.

Описание жизни Авраама и его испытаний рассматривается в еврейской традиции также как поучительный пример, символически отображающий историю еврейского народа в будущем. Что касается этических норм, то повествование книги Бытие об Аврааме содержит лишь общее предписание быть непорочным (Быт. 17:1), однако поведение Авраама, несомненно, свидетельствует о личности, которая руководствуется определенным комплексом моральных принципов. Так, Авраам заступается за жителей Содома, отказывается от присвоения добычи в войне и категорически отклоняет предложение «сынов Хетта» получить пещеру Махпела в подарок.

Морально-этическая сторона союза Бога с Авраамом получила более развернутую трактовку в последующих источниках. Личность Авраама и его испытания — в особенности жертвоприношение Исаака — послужили сюжетом для множества произведений литературы и искусства как в сфере еврейских, так и в сфере христианских и мусульманских культурных традиций.

Смотрите также

Аксельрод Зелик

Алма-Ата

Американо-израильский общественный комитет

Амман

апологетическая литература