Хоша‘на Рабба

ХОША‘НА́ РАББА́ (הוֹשַׁעְנָה רַבָּה, `большая хоша‘на`), последний день хол ха-мо‘эд Суккот, в который все хоша‘нот произносят во время одной службы, а также особая церемония произнесения хоша‘на, совершаемая в этот день. День Хоша‘на Рабба воспринимался как граница между сезонами: временем без дождей и дождливой зимой. Считалось, что в этот день в высших сферах выносят решение о том, сколько выпадет дождей в грядущем году.

В более позднюю эпоху день Хоша‘на Рабба приобрел мистическую окраску. Так, в писаниях Хасидей Ашкеназ и в книге Зохар (см. также Каббала) Хоша‘на Рабба трактуется как день окончательного суда, который Бог вершит над сотворенным миром. Суд, начинающийся в день Рош ха-Шана, согласно этому мнению, не завершается в Иом-Киппур, а продолжается; в Хоша‘на Рабба, по образному выражению книги Зохар, «последние записки выносят из дома Царя», то есть суд завершается. Поэтому сложились различные обычаи, выражающие беспокойство о грядущем. У евреев Восточной Европы сложился обычай к традиционным пожеланиям, которые говорят в так называемые «дни трепета» (`грозные дни`, см. Иом-Киппур, Ямим нораим), добавлять до дня Хоша‘на Рабба `а гутн квитл` (идиш; `хорошей записи`). Каббалисты проводят ночь Хоша‘на Рабба в молитве, чтении Псалмов и тиккуним (см. Каббала. Лурианская каббала). В средние века в общинах Европы возник обычай выходить в полночь Хоша‘на Рабба на улицу и при свете луны пытаться увидеть собственную тень: отсутствие тени считалось признаком близкой смерти, а ее ущербность — болезни. В те времена в Европе это суеверие было распространено даже среди неевреев. В новое время в виде дани обычаю принято посвящать эту ночь учению, с этой целью устраивают лекции и обсуждения.

См. также Хоша‘на.

Смотрите также

Харик Изи

Хершко Аврахам

Хизкияху Авнер

Хоровиц Эли

Хусейни Хадж (Мухаммад) Амин ал-