Хаубеншток-Рамати Роман

ХАУБЕНШТО́К-РАМА́ТИ Роман (Haubenstock-Ramati, Roman; 1919, Краков, – 1994, Вена), композитор, педагог, музыкальный редактор. Учился в Краковской консерватории у А. Малавского (1934–38) и в Львовской академии музыки у Й. Коффлера (1939–41), одновременно изучал философию и музыковедение в университетах Кракова и Львова. С 1947 г. по 1950 г. возглавлял музыкальный отдел Краковского радио, был в этот период также секретарем польского отделения Международного общества современной музыки, редактором издания «Рух музычный» и одним из ведущих польских музыкальных критиков. В 1950 г. переехал в Израиль, жил в Тель-Авиве; был одним из основателей Государственной музыкальной библиотеки, которой впоследствии руководил, преподавал в Академии музыки имени С. Рубина в Тель-Авиве. В 1957 г. вернулся в Европу, жил в Париже, где вел популярную музыкальную программу на радио, в том же году переехал в Вену. До 1968 г. Хаубеншток-Рамати возглавлял отдел «Юниверсал эдишн», одного из крупнейших музыкальных издательств в мире. Читал лекции в Академии музыки в Тель-Авиве, в Буэнос-Айресе (1968), Стокгольмской академии музыки (1969) и других музыкальных центрах. В 1959 г. организовал первую выставку графических нотных записей в Дармштадте.

Уже в ранних произведениях («Хоралы», начато в 1951 г., закончено в 1978 г.; «Речитатив и ария», начато в 1954 г., закончено в 1978 г.) Хаубеншток-Рамати обратился к сложнейшим проблемам музыкальной формы, в этих сериях композиций проявилась огромная фантазия их создателя. В произведении «Интерполяция» (1958) и «Маленькая ночная серенада» (1959) музыкальные формы можно собирать, изменять, повторять, сочетать произвольно, как в коллаже. В вокальном цикле «Верительные грамоты» (1960; по С. Беккету) текст трактуется не семантически, а как часть звука и шума.

Хаубенштока-Рамати интересовало противостояние и переплетение динамического и застывшего в музыке, что проявилось в его произведениях 1960-х гг., в частности, в опере «Америка» (1962–64) по мотивам Ф. Кафки, в которой идея многомерности в музыке понимается как воспроизведение музыкальных форм и распространение звуков в пространстве. Хаубеншток-Рамати, как и многие другие композиторы его поколения, в своем творчестве обращается к электронной музыке.

Среди других произведений композитора — опера «Комедия антиоперы» (1969; по С. Беккету), «Псалом для оркестра» (1967), балет «Улисс» (1977, по Дж. Джойсу) и т. д.

Смотрите также

Хаазе Гуго

Хазон Иш

Хайон Нехемия Хия бен Моше

херем

Хобсбаум Эрик Джон Эрнст