Хасидей Ашкеназ

ХАСИДЕ́Й АШКЕНА́З (חֲסִידֵי אַשְׁכְּנַז, буквально `благочестивые ашкеназы`), представители общественно-идеологического движения, создавшего своеобразные этические и мистические учения. Период расцвета движения приходится на 2-ю половину 12 в. и 1-ю половину 13 в. Движение Хасидей Ашкеназ возникло в Регенсбурге (Южная Германия) и распространилось в общинах Шпейера, Майнца и других городов долины Рейна, а также во Франции. Учение Хасидей Ашкеназ занимает промежуточное положение между еврейской философией и каббалой и подобно им явилось формирующим фактором, оказавшим влияние на развитие еврейской мысли в эпоху средневековья.

Становление учения Хасидей Ашкеназ пришлось на тяжелый для еврейского населения Западной Европы период крестовых походов. Развитие христианских ультрарелигиозных течений, главным образом среди францисканцев, оказало влияние на общий духовный климат средневековья, что отразилось в литературном творчестве Хасидей Ашкеназ.

Хасидей Ашкеназ видели в своем учении продолжение древних традиций. Согласно книге Эл‘азара бен Иехуды из Вормса «Сод ха-тфилла» («Тайна молитвы»), зарождение еврейского мистического учения в Европе связано с личностью Ахарона бен Шмуэля (Абу-Ахарон) из Багдада (конец 7 в. – начало 8 в.), который учился в академиях Вавилонии и был непосредственно связан с устными эзотерическими традициями, а затем эмигрировал в Италию, где встретился с семейством Калонимус (Калонимос), происходившим из г. Лукка, перенявшим от Ахарона бен Шмуэля его знания. Семейство Калонимус переехало в Майнц, где основало свою династию Ашкеназ.

Известны своими литературными произведениями представители Хасидей Ашкеназ из этого рода: Шмуэль бен Калонимус, по прозванию Хасид (2-я половина 12 в.); его сын Иехуда бен Шмуэль хе-Хасид; его ученик и родственник Эл‘азар бен Иехуда бен Калонимус, известный как Эл‘азар из Вормса (см. выше), автор большей части дошедших до нас произведений Хасидей Ашкеназ.

Становление идеологии Хасидей Ашкеназ произошло под влиянием древних каббалистических источников, так называемой литературы хехалот у-меркава (см. Каббала. Происхождение и источники), восходящей к талмудической эпохе. Хасидей Ашкеназ собирали и переписывали древние тексты, зачастую включая отрывки из них в свои произведения. Это влияние сказывается на учении Хасидей Ашкеназ о Боге, сокрытом, трансцендентном и тем не менее имеющем имманентный аспект проявления, называемый кавод (`слава`). Большое влияние на Хасидей Ашкеназ оказало творчество таких еврейских философов, как Шабтай бен Аврахам Донноло (10 в.), Аврахам бар Хия (умер около 1136 г.), Иехуда из Барселоны (12 в.), Аврахам Ибн Эзра.

Особое влияние на Хасидей Ашкеназ оказал Са‘адия Гаон, однако его учение пришло к Хасидей Ашкеназ в трансформированном варианте. Хасидей Ашкеназ не могли читать его «Эмунот ве-де‘от» («Верования и воззрения») в оригинале, так как не знали арабского языка. Им был известен не перевод Ибн-Тиббона (см. Тиббониды), сохраняющий философскую структуру оригинала, а поэтический пересказ философии Са‘адии Гаона неизвестного автора, метафоры которого были восприняты ими как свидетельство экстатического постижении Божества. Самое древнее из дошедших до нас сочинений Хасидей Ашкеназ «Шир ха-ихуд» («Песнь единобожия») содержит основные идеи «Эмунот ве-де‘от», а также характерное для Хасидей Ашкеназ описание имманентности Творца — кавод — и множество мистических намеков. Анонимное произведение «Сефер ха-хаим» («Книга жизни») представляет собой попытку создания теологической основы этического учения, согласно которой существует связь между человеческой душой и Творцом. В этом сочинении цитируется Аврахам Ибн Эзра, Са‘адия Гаон, Шабтай Донноло (см. выше). Автор проводит различие между имманентностью и трансцендентностью Творца и проповедует характерные для Хасидей Ашкеназ этические нормы.

Произведения так называемой школы «особого херувима» (ха-керув ха-меюхад) основаны на псевдоэпиграфическом сочинении, называемом «Барайта де-Иосеф бен Уззиэль» и включают в себя комментарий к барайте и ряд поэтических произведений теологического характера. К произведениям этой школы относится также комментарий на книги «Сефер-иецира» и так называемый «Псак ха-ир’а ве-ха-эмуна» («О богобоязненности и вере») — этическое сочинение, написанное в форме галахических постулатов (псак). Особенность теологии перечисленных произведений в том, что понятие кавод, указывающее на проявление Творца в сотворенном мире, персонифицируется в виде особого ангела (херувима), который создан для напоминания о Творце и открывается пророкам в их видениях.

Наиболее значительный духовный лидер и прославленный автор Хасидей Ашкеназ — Иехуда бен Шмуэль хе-Хасид (см. выше). Его основное произведение — «Сефер ха-кавод» («Книга славы Господней»); до нас дошли только разрозненные отрывки этого произведения, содержащего теологические основы учения Хасидей Ашкеназ. Они сохранились в виде введения и цитат в книге «Сефер-хасидим» («Книга благочестивых»), в сочинении «Аругат ха-босем» («Грядка благовоний») и других книгах Хасидей Ашкеназ, в книге комментариев к молитвам, от которой сохранилась лишь малая часть, известная под названием «Содот ха-тфилла» («Тайны молитвы»). «Сефер-хасидим» (важнейшая из книг Хасидей Ашкеназ) была настольной книгой нескольких поколений ашкеназских евреев. Она содержит изложение этического учения Иехуды бен Шмуэля хе-Хасида, включающее в себя теологические и эзотерические элементы, а также большое количество притч назидательного характера.

Эл‘азар бен Иехуда из Вормса (см. выше), наиболее известный как автор галахической книги «Рокеах», был продолжателем и популяризатором учения Хасидей Ашкеназ, написал ряд книг («Сефер ха-хохма» — «Книга мудрости», «Содей разиа» — «Тайны таинств» и др.), содержащих элементы этического и мистического учения Хасидей Ашкеназ. Его ученик рабби Аврахам бен Азриэль (13 в.), автор упомянутого сочинения «Аругат ха-босем», записавший в своих трудах дошедшие до него устные традиции Хасидей Ашкеназ, завершает ряд авторов круга Хасидей Ашкеназ.

Теологи Хасидей Ашкеназ, подобно философам, воспринимали Творца как абсолютную трансцендентность, находящуюся вне пределов материального мира и человеческого понимания. Поэтому не может быть сущности, представляющей Бога в материальном мире. Вместе с тем, отрицая какой бы то ни было субстанциальный контакт между Творцом и творением, Хасидей Ашкеназ не готовы отказаться от функционального контакта, имеющего выражение в религиозных обязанностях, определяющих поступки и образ жизни человека. Хасидей Ашкеназ видели проявление Божественного присутствия в пророческих откровениях и в явлениях, выходящих из разряда обычных. Отвечая на вопрос о том, как трансцендентный Бог открывается пророку, Хасидей Ашкеназ формулируют учение о понятии кавод — Божественная сила, открывающаяся пророку, лишенная автономного существования и поэтому не подвластная законам природы. Таким образом, все то, что выходит за рамки событий, определяемых законами природы, отмечено Божественным присутствием. Окружающая человека повседневная действительность воспринимается лишенной Божественного присутствия и даже враждебной высшему началу. У Хасидей Ашкеназ существует параллелизм между чудесными явлениями Божественного характера и демоническими явлениями, которые ввиду своей экстраординарности являются отражением высшей воли. Писания Хасидей Ашкеназ содержат разветвленную демонологию, однако они не дошли до теологической систематизации этих явлений. Демонические явления объединены в рамках Божественного управления миром, где нет ничего неподвластного воле единого Бога.

Наличие в теологии Хасидей Ашкеназ понятия кавод, в чем-то тождественного неоплатоническому определению эманации, наносит некоторый ущерб последовательному монизму, однако наполняет деятельность религиозного человека ощущением присутствия Бога, внимающего молитве и отвечающего на нее. Подобная концепция характерна в основном для последователей Иехуды хе-Хасида, тогда как представители школы «особого херувима» (см. выше) делают различие между Божественной эманацией, непостижимой для человека, и ее персонификацией — «особым ангелом», открывающимся пророкам в их видениях.

Важной частью эзотерического учения Хасидей Ашкеназ, сохраняемой ими и передаваемой из поколения в поколение, является традиция толкования имен Бога. Своеобразно отношение Хасидей Ашкеназ к тексту молитв. Они видели в нем скрытую цельную структуру, проявляющуюся в параллелях между количеством слов, букв, имен, а также в наличии возвращающихся слов-признаков, гематрий и аббревиатур. Эта структура является выражением строящей ее идеи; таким образом, каждое слово в молитве самозначимо, и убавление или прибавление слов в тексте преступно. Аналогично отношение Хасидей Ашкеназ к различным явлениям природы и к историческому процессу: во всем присутствует изначально данная свыше структура, определяющая дальнейшее развитие событий. Изучая «Сефер-иецира», Хасидей Ашкеназ пришли к выводу, что создание посредством магического акта живого существа (голема) возможно при наличии знания эзотерических тайн творения, однако является неэтичным поступком. Движение Хасидей Ашкеназ характеризовалось мессианскими чаяниями и, вместе с тем, нежеланием распространить мессианскую деятельность на повседневную жизнь. Они сознавали опасность создания иллюзий, которые могут быть разбиты при столкновении с действительностью.

Хасидей Ашкеназ разработали новую аргументацию этики, объясняющую смысл заповедей, казалось бы, умаляющую значение внешнего действия по сравнению с его духовным содержанием, однако в конечном счете приводящую к скрупулезному практическому исполнению. Акцент ставится на преодолении трудностей, которые предопределены свыше, и человеку следует стремиться исполнить то, что наиболее тяжело для него. Это делает религиозную деятельность человека не механическим исполнением заповедей, а постоянной работой преодоления, где важно не достижение практического результата, а духовное восхождение. Мицвот у Хасидей Ашкеназ не являются чем-то естественно дополняющим человеческую деятельность, а чередой испытаний, предназначенных быть оружием в борьбе человека с его инстинктами, условиями среды, социальными и историческими факторами, которые также ниспосланы свыше для испытания. Вершиной этой системы этических ценностей Хасидей Ашкеназ является Киддуш ха-Шем. Он занимал существенное место в жизни Хасидей Ашкеназ в эпоху крестовых походов.

Полное имущественное и социальное равенство является, согласно Хасидей Ашкеназ, идеальным состоянием общества, утерянным в результате грехопадения. Таким образом, неравенство является порочным положением, однако есть в нем и положительный потенциал: богатый может употребить свое богатство на различные добрые дела, поддерживая бедных. Произведения Хасидей Ашкеназ содержат упоминания о трениях между ними и руководителями общин из-за разного понимания социальной справедливости. Хасидей Ашкеназ видели в гармоничной семейной жизни основу для правильно построенного религиозного служения. Любовь между мужчиной и женщиной, лишенная греховных заблуждений, обладает, согласно Хасидей Ашкеназ, важным мистическим значением.

Хасидей Ашкеназ были малочисленной группой даже в зените развития движения, однако культурный резонанс, вызванный их учением, был велик. Творчество Хасидей Ашкеназ находилось в центре культурной жизни еврейства Европы до 2-й половины 13 в., когда уступило место стремительно распространявшейся сефардской каббале.

Смотрите также

Ха-Шомер

Хащеватский Моше

Хеллер Дов

Хиршберг Иехуда

«Хрустальная ночь»