Фриман Аврахам

ФРИ́МАН Аврахам (1890, местечко Тростинец, Подолия, – 1953, Бердянск, Украина), еврейский писатель. Писал на иврите. Родился в состоятельной семье, получил традиционное еврейское и домашнее светское образование. В юности увлекался произведениями Д. Фришмана, М. Бердичевского, И. Л. Переца и других. В 1907–16 гг. Фриман часто бывал, а с 1917 г. постоянно жил в Одессе, где учились в гимназии его сестры. Там познакомился с Х. Н. Бяликом, который деятельно участвовал в становлении Фримана как писателя. Годы гражданской войны провел в родном местечке, которое в 1919 г. пострадало от жестокого погрома. Отец, братья и младшая сестра Фримана погибли, как спасся он сам — неизвестно.

В 1923 г. Фриман переехал в Москву, где работал служащим. С 1926 г. — снова в Одессе, бедствовал, жил случайными заработками и уроками иврита; был связан с местными сионистами и переписывался с Я. Фихманом и И. Ламданом по поводу публикации в Эрец-Исраэль своих произведений. Когда в июне 1934 г. в Одессе прошли массовые аресты сионистов, Фриман оказался в тюрьме, но вскоре был выпущен как непричастный к политической деятельности. В августе 1936 г. был арестован вторично и выслан в г. Камышев в окрестностях Челябинска. Лишь в 1946 г. ему разрешили вернуться на Украину, и он поселился в Бердянске (тогда Осипенко), где жили его родственники.

Перу Фримана принадлежит роман-эпопея «1919», который издавался при жизни автора частями: первая часть вышла в 1931 г. в издательстве А. И. Штыбеля в Тель-Авиве и почти не была замечена критикой; вторая часть вышла в 1935 г. там же и была принята с интересом и отмечена литературной премией имени Х. Н. Бялика.

Место действия романа — вымышленное местечко Перегоновка на берегу Буга, время действия — годы гражданской войны. Основу книги составляют реальные события и собранные автором свидетельства очевидцев. Среди действующих лиц — украинские крестьяне, которые громят евреев; националистически настроенные, но гуманные украинские интеллигенты; местечковые евреи, оторвавшиеся от традиции и разобщенные материальным расслоением и политическими симпатиями.

Фриман прослеживает эволюцию Соломона Ступашковера, воспитанного в духе украинской культуры и поначалу сочувствующего национальным устремлениям украинцев. Погромы превращают его в еврейского лидера, организатора самообороны. Евреи в романе в большинстве своем оказываются недостаточно зрелыми для борьбы.

В 1968 г. роман «1919» был переиздан под редакцией И. Слуцкого с добавлением третьей части. Некоторые письма Фримана и его небольшие произведения вышли в книге «Аврахам Фриман. Ктавим ахароним у-михтавав» («Последние произведения и письма», 1968).

Кроме главного произведения — романа «1919» — Фриман написал стихотворение «Бе-ло йод‘им» («Бессознательно», 1909, «Ха-Шиллоах»), несколько рассказов и поэму в прозе автобиографического характера (опубликованы в 1930-е гг. в журналах «Гил‘онот» и «Мознаим»).

Смотрите также

филателия. Коллекционирование предметов иудаики в филателии

Фишман Иехошуа

Фрайер Реха

Франк-Каменецкий Израиль

Френкин Михаил