трумот у-ма‘асрот

ТРУМО́Т У-МА‘АСРО́Т (תְּרוּמוֹת וּמַעַשְׂרוֹת, мн. число /в ед. числе תְּרוּמָה וּמַעֲשֵׂר, трума у-ма‘асер/ — буквально `пожертвования и десятины`), в Библии и талмудической литературе трума преимущественно означает приношение кохенам (см. Кохен) от собранного земледельцем урожая, а также подарок в пользу Скинии завета, или Храма, или жреческого сословия. Термин ма‘асер означает десятую часть урожая и скота, предназначенную для высшей цели. В Талмуде этимология слова трума связывается с корнем רום, то есть поднимать, возносить, и отсюда его перевод на русский язык — «возношение».

Основные виды трумот, упоминаемые в Библии: полшекеля (здесь весовая мера) серебра, взимаемые с каждого совершеннолетнего еврея (Исх. 30:13, 38:26; см. также Налоги);халла — хлебное приношение (Чис. 15:19–21; Нех. 10:38; см. также Кохен);части жертвоприношений, отдаваемые кохену (Лев. 7:14);трума, отделяемая земледельцем от определенных видов урожая в пользу кохенов (Чис. 18:11–23).

Последняя называется в Талмуде трума гдола («большое приношение») в отличие от трумат ма‘асер — десятины, отделяемой левитами от получаемой ими десятины (см. ниже) в пользу кохенов (Чис. 18:11–13). По-видимому, название трума гдола указывает не на физические размеры приношения, а на его важность. Предписание отделения вышеупомянутой трумы и ма‘асера в Торе ограничено определенными видами урожая. Согласно Втор. 12:17, трумот у-ма‘асрот отделяются от урожая пяти видов злаковых, а также от плодов виноградника и его производных и плодов оливы и ее производных. Однако в Устном Законе расширили границы этого предписания: например, Мишна (Ма‘ас. 1:1) распространяет обязанность отделять трумот у-ма‘асрот от всего, что произрастает из земли и употребляется в пищу. По-видимому, уже в эпоху, предшествовавшую Мишне, было принято отделять ма‘асер от тех видов урожая, на которые не распространяется закон Торы. Доказательством этому может служить сказанное в II Хр. 31:5, где в списке трумот у-ма‘асрот перечисляются виды урожая, не упомянутые в Торе. Обязанность отделения трумы относится к заповедям, имеющим силу только на земле Израиля (Чис. 15:18–19).

Согласно Втор. 12:5–6, следует приносить труму и первую десятину (ма‘асер ришон; см. ниже) в «место, избранное Господом», то есть в культовый центр, с тем, чтобы там поделить все принесенное между кохенами и левитами. По мнению исследователей, уже начиная с эпохи Первого храма отделяли трумот у-ма‘асрот от большинства выращиваемых культур. Акцентуация необходимости принесения трумот у-ма‘асрот, наряду с жертво­приношениями, именно в центральном святилище неоднократно встречается в Библии (Втор. 12:6–14, 17) в рамках общей тенденции к максимальной централизации культа.

В Торе не указан размер трумы, однако законоучители Талмуда создали своеобразную градацию допустимых размеров трумы: «одна доля из сорока — приношение щедрого человека, одна доля из пятидесяти — приношение посредственного, одна доля из шестидесяти — приношение скаредного» (ТИ., Тр. 4:3). Минимальный размер трумы — «сколько-нибудь», например, достаточно отделить одно зернышко от урожая, собранного с целого поля.

Трума предназначается исключительно кохену и его семье. Трума, полностью отвечающая галахическим нормам, отдавалась кохену даром. Трума обладает статусом священного предмета, ее может есть только кохен, пребывающий в состоянии ритуальной чистоты. От соприкосновения с каким-либо ритуально нечистым предметом (например, с мертвым телом) трума теряет свою святость; она запрещена к употреблению и подлежит сожжению.

Требование доставлять труму в Иерусалимский храм содержится в книге Нехемии 13:5–13 и у пророка Мал’ахи 3:10, что является выражением характерной для поколения Эзры и Нехемии тенденции возрождения и укрепления централизации культа. О приношении трумы в царствование Хизкияху свидетельствует II Хр. 31:5–12, описания этого обычая содержатся в книге Товита (1:6–7), в книге Юдифь (11:13), а также в писаниях Филона Александрийского.

После разрушения Второго храма, несмотря на отсутствие культового центра, законодатели не отменили обязанность отделения трумот у-ма‘асрот с тем, чтобы детали этого закона не забылись ко времени возрождения Храма и его ритуалов. Земледельцы продолжали отделять трумот у-ма‘асрот и отдавать их местным кохенам.

Предписание отделения ма‘асрот от произрастаний земли впервые упоминается в Лев. 27:30–33, где говорится об обязанности посвящения десятой части урожая, а также о возможности выкупить ее, добавив к ней пятую часть ее стоимости. В Чис. 18:21–24 говорится о ма‘асере как о достоянии левитов.

Начиная с эпохи Второго храма Галаха трактует приношение ма‘асрот как годовую повинность. Многообразные упоминания о ма‘асрот в Библии были структуризованы и объяснены герменевтическими (см. Герменевтика) методами. В Устном Законе не только были сформулированы основные виды десятин, но и регламентирован порядок их отделения (см. ниже).

Ма‘асер ришон, то есть первая десятина, принадлежат, согласно Чис. 18:21–24, левитам, которые в свою очередь должны отделить от полученного десятую часть, называемую трумат ма‘асер, в пользу кохенов. Ма‘асер ришон как достояние левитов описан в талмудической литературе, однако в некоторых апокрифических источниках (Юдифь 11:13; 13:25–27) рассказывается о приношении десятин кохенам, а не левитам. Талмудическая литература изобилует примерами приношения ма‘асер ришон именно левитам. Существует немало дискуссий таннаев о допустимости приношения ма‘асер ришон кохену, а не левиту (Кт. 26а; Хул. 131а; Иев. 86а), в которых мнения большинства авторитетов склоняются в пользу подтверждения прав левитов на первую десятину. В писаниях Филона Александрийского и Иосифа Флавия иногда ма‘асер ришон упоминается как достояние левитов, а иногда — кохенов. Современные исследователи полагают, что с периода Эзры у жреческой аристократии возникла тенденция к безраздельному господству в сфере храмового культа вообще и храмовых посвящений в частности, нашедшая свое выражение в том, что представители жреческих кругов пытались ограничить права левитов. Свидетельства этой борьбы сохранились у Иосифа Флавия (например, рассказ о том, как Юлий Цезарь приказал населению Эрец-Исраэль выплатить первосвященнику Гиркану II и его роду причитающиеся им десятины, по-видимому, по просьбе самого Гиркана /Древ. 14:203; 20:181/). После разрушения Храма распространилось обыкновение отдавать ма‘асер ришон любому кохену по выбору жертвователя.

Ма‘асер шени — вторая десятина (Втор. 14:22) — отчислялась от урожая, оставшегося после отделения первой десятины. В дни паломнических праздников ее следовало привезти в Иерусалим для употребления самим владельцем, его семейством и его гостями, а также нищими и неимущими паломниками.

Ма‘асер шлиши (третья десятина) называется так, по-видимому, потому, что она взималась в третий год семилетнего цикла. Другое ее название ма‘асар ани («десятина для бедного»), так как она предназначалась для неимущих (сирот, вдов, левитов и прозелитов; Втор. 14:27–29) и была важным требованием социального законодательства о дарах беднякам (см. также Лекет, шихеха у-феа).

Ма‘асар бехема — десятина, отделявшаяся от приплода скота. Об обязанности отделения этой десятины, а также о способе ее отделения говорится в книге Левит (27:30–33) и у пророка Иехезкеля (34:12–20, 37). Согласно Мишне (Бр. 9), закон, обязывающий скотовода отделять ма‘асар бехема, имел силу как в Эрец-Исраэль, так и в диаспоре, при существовании Храма и при отсутствии его. После разрушения Второго храма эта практика была прекращена.

Ма‘асар ксафим — денежная десятина. В Талмуде (ТИ., Пеа 1:1; ТБ., Кт. 50а) рассказывается о том, как Санхедрин (см. Синедрион) в городе Уша постановил жертвовать 1/5 дохода на благотворительные нужды. Эта история послужила в более поздних поколениях основанием для создания халахи, согласно которой состоятельный человек должен отделять десятину от своих доходов на благотворительные нужды (Ш. Ар. ИД. 249:1).

В эпоху Второго храма и талмудическую эпоху существовала проблема, связанная с тем, что многие представители ам ха-арец (буквально «народ земли»; в Талмуде — название социальной группы, не соблюдавшей многие галахические нововведения фарисеев) пренебрегали законом отделения десятин, и их урожай фарисеи считали сомнительным с точки зрения его разрешенности для использования.

В современном Израиле предписание отделения трумот у-ма‘асрот остается в силе, но носит формальный характер. Отделяется трума гдола в ее минимальном размере — «сколько-нибудь». Принято от собранного урожая отделять немногим более 1/100 и тем самым исполнить обязанность трума гдола и трумат ма‘асер. Отделенные плоды принято выбрасывать, предварительно завернув в оберточную бумагу. Ма‘асер шени не привозится в Иерусалим, а выкупается за символическую сумму (прута). По-прежнему сохраняется обязанность отделять ма‘асар ани (десятину для бедного), однако принято выкупать ее и жертвовать на бедных вырученные деньги. Функция контроля за отделением трумот у-ма‘асрот в Израиле возложена на Верховный раввинат, который выдает предприятиям, выполняющим обязанность отделения трумот у-ма‘асрот, и магазинам специальное свидетельство о проверенном товаре.

Смотрите также

Та‘анах

Таиланд

Тайиба, ат-Тайба

танец

Театр. Театр в Израиле