Баку

БАКУ́, порт на западном берегу Каспийского моря, столица Азербайджана. Еврейское присутствие в районе Баку может датироваться временем не позднее 7 в. н. э. Ашкеназы начали селиться в Баку с 1810 г. В 1814 г., опасаясь погрома в связи с кровавым наветом, евреи бежали из Баку в расположенный неподалеку город Куба. Позже часть бежавших возвратилась в Баку. В 1832 г. был построен первый молитвенный дом, преобразованный в синагогу в 1896 г., в 1870-е гг. открылась так называемая синагога ремесленников, а в 1910 г. — Большая синагога. Кроме того, в пригороде Сабунчи в конце 19 в. действовала синагога горских евреев, в начале 20 в. для них было построено новое здание синагоги в центре города; в Баку были также синагоги курдских евреев, которые селились в городе с 1827 г. (закрыта в 1939 г.), и грузинских евреев (в Баку с 1870-х гг.).

Новая глава в истории еврейской общины началась в 1870-х гг. в связи с развитием в Баку нефтяной промышленности. Хотя были введены ограничения для евреев из европейской части России, число евреев-промышленников, специалистов и квалифицированных рабочих в Баку постоянно возрастало. К пионерам нефтяной промышленности в Баку принадлежали Г. Поляк (основатель компании «Поляк и сыновья»), А. Дембо и Х. Каган (основатели компании «Дембо и Каган»), барон Г. Гинцбург (см. Гинцбург, семья), А. Фейгель и ряд других еврейских промышленников. Видное место в ее развитии принадлежало Ротшильдам. Основанная ими «Каспийско-Черноморская компания» стала к концу 19 в. ведущей компанией синдиката, в который вошли многие крупные компании, ведущие добычу и обработку нефти в районе Баку. В 1913–14 гг. доля компаний, возглавляемых евреями, в производстве керосина в Баку достигла 44 %. Крупный вклад в усовершенствование процесса переработки бакинской нефти внес химик-технолог А. Бейлин.

К началу 20 в. в Баку активно действовали сионистские (см. Сионизм) организации, принадлежавшие к различным направлениям. В конце 19 в. Баку стал одним из центров еврейского национального движения. В 1891 г. здесь было создано отделение организации Ховевей Цион, которое в 1892 г. возглавил врач-эпидемиолог В. Вейншал (см. Вейншал, семья); видным палестинофилом был также Борис Певзнер. В 1899 г. первую сионистскую организацию в городе создал Элияху Каплан; вскоре здесь возникла также ячейка По‘алей Цион. В том же году в Баку на русском языке была опубликована сионистская брошюра С. Гиниса «Мысли вслух». На 2-й всероссийской сионистской конференции (Минск, 1902; см. Минская конференция) из семи делегатов от Кавказа четыре представляли Баку. На 6-м Сионистском конгрессе в Базеле (август 1903 г.) делегатом от Баку был Элияху Эйзенбет, впоследствии — учредитель и директор (1906–17) еврейской гимназии в Петербурге.

В Баку действовала система образования еврейского: работали хедеры с преподаванием на идиш, еврейско-татском и грузинском языках; в 1896 г. открылась талмуд-тора (ее директором в 1913–20 гг. был Ф. Шапиро); мужская субботняя школа для взрослых открылась в 1898 г., женская — в 1901 г. (директор С. А. Бернштейн). В 1910-е гг. в Баку работали горско-еврейское (см. Горские евреи) отделение школы талмуд-тора (преподаватель М. Шейнерман), школа для грузинских евреев, еврейская библиотека, литературно-музыкальный кружок, отделения Общества для распространения просвещения между евреями в России и Общества любителей еврейского языка (см. Россия. Евреи России в конце 19 в. – начале 20 в. (1881–1917). Развитие культуры российского еврейства.), до 1920 г. существовала еврейская гимназия. В 1890-е гг. открылся еврейский детский сад, один из первых в России; в нем в 1914–15 гг. работала будущая актриса «Хабимы» Ханна Ровина. В 1917–22 гг. делались попытки создания еврейской прессы (см. Азербайджан).

После упрочения советской власти в Баку (1920) здесь были созданы клубы горско-еврейской молодежи и горско-еврейская школа, вскоре, однако, прекратившие свое существование. Попытки организовать в Баку выпуск горско-еврейского периодического издания и книг также не увенчались успехом; на протяжении 1920-х – начала 1930-х гг. вышло лишь несколько книг и газет-однодневок. В 1923 г. в процессе «борьбы с религиозными предрассудками» состоялся суд над раввинами, учителями, обучавшими детей в подпольных хедерах, и родителями этих детей (учениками были 80 ашкеназов и 60 горских евреев). В 1928–29 гг. в ходе новой кампании были закрыты почти все синагоги города. В 1934 г. закрыли Большую синагогу; здание ее было передано АзГОСЕТу (см. Театр; см. также Азербайджан), а затем Театру песни имени Рашида Бейбутова. К середине 1930-х гг. в Баку фактически прекратилась всякая еврейская культурная деятельность.

В 1937–38 гг. из Баку высылались курдские евреи, имевшие иранское подданство (до высылки их насчитывалось в городе более 400 семей), оставшиеся были депортированы в Казахстан в 1951 г.

Начавшееся в годы Второй мировой войны оживление религиозной жизни коснулось и евреев. В 1946 г. в Баку начал работать цех по выпечке маццы; в крайне тяжелом для советских евреев 1952 г. здесь были открыты две вновь построенные в полуподвальных зданиях синагоги — для ашкеназов и для грузинских евреев. Власти города, как и республиканские власти, по своей инициативе не притесняли евреев; покровительством местных властей пользовались выдающийся шахматист Г. Каспаров (отец — еврей) и художественный руководитель Театра музыкальной комедии Ю. Гусман (родился в 1943 г.; впоследствии — один из лидеров демократов в постсоветской России, депутат Государственной думы).

В Баку родились: еврейская певица Ханна Гузик, физик Л. Ландау (сын управляющего Суруханскими нефтепромыслами Давида Ландау), организатор промышленности Б. Ванников, Герой Советского Союза С. Левин (1904–72), военный инженер, генерал-майор советской армии В. Эйбшиц (родился в 1921 г.), литературовед Ш. Маркиш (см. П. Маркиш). В 1924–25 гг. в Баку жил писавший на иврите поэт Х. Ленский, работал в мастерской по штамповке латунных изделий.

По переписи 1897 г., число евреев в Баку — 2341 человек (в основном горские евреи). После 1917 г. еврейское население Баку продолжало увеличиваться за счет притока как европейских, так и горских евреев. В 1926 г. в Баку проживали 21 995 евреев (19 583 — европейских, 1985 — горских и 427 — грузинских). Согласно переписи 1959 г., в Баку проживали 29 204 еврея (3% населения); по данным переписи 1970 г. — 29 716 евреев (2,2% населения). По данным переписи 1989 г., в Баку проживали 22 836 евреев (ашкеназов) и 8438 татов (фактически — горских евреев).

В 1960–80-е гг. Баку стал одним из центров возрождавшегося еврейского национального движения, здесь преподавался иврит, распространялся еврейский самиздат. В Баку похоронен поэт-диссидент И. Габай (1935–73; см. Самиздат. Участие евреев в общем самиздате), на его могиле установлен памятник работы В. Сидура. С развитием перестройки в Баку впервые в Советском Союзе в 1987 г. открылись легальные курсы иврита.

В независимом Азербайджане (с 1991 г.) созданы легальные еврейские организации, возродилась еврейская печать, открылись синагоги. В Баку работают представительство Еврейского агентства и посольство Государства Израиль. Алия из Баку в Израиль составила в 1989 г. 385 человек, в 1990 г. — 7371 человека, в 1991 г. — 5283 человека; в 1992 г. — 2520 человек, в 1993 г. — 3162 человека. По оценке Еврейского агентства, в 1994 г. в Баку проживало около 26 тысяч евреев и членов их семей.

Беспорядки в Баку в конце 1990 г. – начале 1991 г. из-за армяно-азербайджанского конфликта, переросшего в войну за Нагорный Карабах, распад Советского Союза, война между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, ухудшение экономического положения привели к массовому выезду еврейского населения из Баку. По данным Еврейского агентства, в 1989–2003 гг. из Баку в Израиль репатриировалось 29565 евреев.

В 1996 г. при посольстве Израиля в Баку был открыт Израильский информационно-культурный центр. Джойнт создал в Баку в 1999 г. благотворительную организацию «Хесед-Гершом», оказавшую в 2000 г. материальную помощь 1113 евреям Баку. В апреле 2000 г. был открыт Еврейский общинный культурный центр. Он руководит работой театрально-музыкального центра, клуба интеллектуалов, народного университета. В 1999 г. была открыта еврейская средняя школа «Хабад — Ор Авнер», в которой в 2003–2004 гг. обучались 202 ученика. Главным раввином ашкеназской еврейской общины Азербайджана является представитель хасидов Хабада Р. М. Брук. Возглавляет Бакинскую ашкеназскую еврейскую общину Г. Зелманович. В начале 2000-х гг. в Баку выходили три еврейские газеты.

Смотрите также

Базельская программа

Барак Ахарон

Бек Лео

бет-мидраш

Бург Иосеф Шломо