Тисаэслар

ТИСАЭ́СЛАР, небольшой город на северо-востоке Венгрии.

В 19 в. в Тисаэсларе существовала еврейская община, в которую в начале 1880-х гг. входило примерно 25 семей (около 5% всего населения). 1 апреля 1882 г., за три дня до Песаха, бесследно исчезла жившая в городке 14-летняя христианка Эстер Шолимоши; ее поиски не увенчались успехом, и в Тисаэсларе и его окрестностях распространился слух, что девушка стала жертвой ритуального убийства, совершенного евреями. Кровавый навет подхватили антисемитски настроенные депутаты венгерского парламента Истоци и Оноди (последний представлял округ, в который входил Тисаэслар); местный священник опубликовал статью, содержавшую намеки на употребление евреями христианской крови.

4 мая 1882 г. мать Эстер обратилась к судье с требованием провести расследование обстоятельств исчезновения девушки, обратив особое внимание на возможную причастность к нему евреев. Судейский чиновник, командированный 19 мая из города Ньиредьхаза для проведения следствия, обманом, угрозами и посулами добился от двух сыновей шаммаша местной синагоги Й. Шарфа — вначале от пятилетнего Шмуэля, а затем от 14-летнего Морица, насильственно разлученного с семьей, — показаний о том, что они видели, как их отец и другие евреи заманили Эстер Шолимоши в синагогу, где три шохета перерезали ей горло и собрали кровь в чашу. Следователь арестовал 12 евреев и провел тщательный обыск в их домах, в синагоге и на еврейском кладбище, но никаких улик не обнаружил.

18 июня из реки Тиса (на берегу которой стоит Тисаэслар) был извлечен труп. Обследовавший его врач заявил, что он принадлежит 14-летней девушке, и многие жители городка опознали в нем Эстер Шолимоши, однако ее мать, признав, что на утопленнице одежда Эстер, тем не менее стала горячо доказывать, что это не она. Назначенная властями экспертная комиссия (в составе двух врачей и патологоанатома) пришла к выводу, что речь идет о женщине 18–20 лет, погибшей примерно 10 днями ранее. Поскольку на трупе не было следов насилия, антисемиты стали утверждать, что евреи, пытаясь отвести от себя обвинение в ритуальном убийстве, похитили тело неизвестной женщины и выдают его за труп Эстер. Плотогонов, обнаруживших утопленницу, вынудили «признаться», что они сами бросили тело в реку, предварительно облачив его в платье, переданное им незнакомой еврейкой. В результате были арестованы еще три еврея.

29 июля 1882 г. четверым евреям из Тисаэслара и его окрестностей формально предъявили обвинение в убийстве, шестерым — в соучастии в убийстве, пятерым — в недонесении о преступлении и похищении трупа. Следствие продвигалось медленно, арестованные подвергались пыткам, но, несмотря на это, категорически отказывались признать себя виновными. В декабре 1882 г. три профессора медицины из Будапешта обследовали труп, найденный в Тисе, и, опровергнув выводы предыдущей комиссии, пришли к заключению, что это, по всей вероятности, Эстер Шолимоши; но ни одно из обвинений, предъявленных евреям, снято не было.

Тем временем тисаэсларское дело обрело широкую известность и привело к резкому усилению антисемитских настроений в Венгрии: по всей стране распространялись юдофобские памфлеты и прокламации, в ряде мест произошли нападения на евреев. Премьер-министр К. Тиса (представлявший Либеральную партию) и генеральный прокурор Ш. Козма отрицательно относились к кровавому навету, однако по политическим соображениям не вмешивались в происходящее (Козма пытался лишь ускорить расследование, для чего в сентябре 1882 г. посетил Ньиредьхазу). Министр юстиции Т. Паулер, отвечая в парламенте на запросы о ходе следствия, заметил, что небольшие группы «нецивилизованных евреев», возможно, используют в ритуальных целях христианскую кровь. С решительным протестом против кровавого навета и прочих проявлений антисемитизма выступил вождь венгерской революции 1848–49 гг. Л. Кошут, живший в то время в Италии, однако его страстный призыв не возымел никакого действия. Известного будапештского юриста и депутата парламента от Либеральной партии К. Этвеша, взявшего на себя защиту тех, кто проходил по тисаэсларскому делу, антисемиты объявили «еврейским наймитом».

17 июня 1883 г. в Ньиредьхазе под председательством Ф. Корниша открылся суд на евреями, обвиненными в убийстве Эстер Шолимоши и причастности к нему; подсудимых защищали К. Этвеш и несколько еврейских адвокатов (Б. Фридман, М. Гейман и другие). Антисемиты, заполнявшие в дни слушаний зал суда, вели себя крайне разнузданно: подстрекаемые депутатом Оноди, они оскорбляли подсудимых, угрожали адвокатам и свидетелям защиты. Обстановка в городе накалилась настолько, что властям пришлось ввести в него войска. Вскоре после начала процесса выяснилось, что обвинение базируется почти исключительно на показаниях Морица Шарфа, крайне сбивчивых и противоречивых (как выяснилось впоследствии, они были продиктованы подростку следователем). В ходе судебных заседаний, в том числе одного выездного (проведенного на месте предполагаемого преступления), иных доказательств того, что в Тисаэсларе произошло ритуальное убийство, не обнаружилось, и прокурор Э. Сейферт в своей заключительной речи предложил суду оправдать всех обвиняемых. 3 августа судьи единогласно решили принять эту рекомендацию и освободить арестованных; Мориц Шарф вернулся в семью (до смерти отца в 1905 г. он жил в Тисаэсларе, после чего уехал в Амстердам, где работал гранильщиком алмазов). Мать Эстер Шолимоши подала апелляцию в Верховный суд, однако его решением от 10 мая 1884 г. приговор окружного суда был оставлен в силе.

Благоприятный для евреев исход тисаэсларского дела вызвал взрыв возмущения; в Будапеште, Пресбурге (ныне Братислава) и во многих других городах и местечках Венгрии (включая Словакию и Трансильванию, входившие в то время в ее состав) произошли погромы; в ряде мест власти были вынуждены ввести чрезвычайное положение. Создавались общества защиты христиан от евреев, предпринимались попытки инсценировать ритуальные убийства. На парламентских выборах 1884 г. Антисемитская партия, учрежденная и возглавленная Истоци, завоевала 17 мест, в то время как К. Этвеш был забаллотирован.

Кровавый навет в Тисаэсларе, ставший одним из наиболее ярких проявлений антисемитизма в Западной и Центральной Европе в последней трети 19 в., способствовал в то же время его дальнейшему усилению. На ритуальное убийство, якобы имевшее место в Тисаэсларе, ссылались для оправдания своих действий участники кровавых погромов, происходивших в Венгрии в 1919–21 гг.; в 1920–40-х гг. его использовали в своей пропаганде венгерские и немецкие нацисты (см. Национал-социализм). Тисаэсларскому делу посвящена драма А. Цвейга «Ритуальное убийство в Венгрии» (1914), а также мемуары К. Этвеша (1904; 2-е изд. — 1968) и несколько научных исследований.

В 1944 г. в Тисаэсларе жило примерно шестьдесят евреев; почти все они погибли в нацистских лагерях смерти (см. Концентрационные лагеря).

Смотрите также

Та‘анах

темплеры

Тират-Иехуда

Товита книга

Треблинка