студенческие движения

СТУДЕ́НЧЕСКИЕ ДВИЖЕ́НИЯ. Первые студенческие ассоциации возникли в Германии. В 1815 г. в Иене было официально объявлено о создании студенческих союзов (Burschenschaften, буршеншафтен), и вскоре студенческие объединения появились практически во всех университетах страны. Идеология этих союзов, значительное влияние на которую оказало усиление реакции в Европе после наполеоновских войн (см. Наполеон I), носила романтический характер и была проникнута духом патриотизма, христианства и правого радикализма. Хотя первоначально немецкие студенческие братства открыто не исповедовали юдофобию, и евреи даже участвовали в основании некоторых из них (например, во Фрайбурге в 1816 г.), постепенно идеология этих братств приняла ярко выраженную антисемитскую окраску. Немалую роль в этом сыграли тесно связанные со студенческими ассоциациями спортивные и гимнастические общества, которые занимали резко антисемитскую позицию и активно противодействовали участию евреев в университетской жизни. В 1878 г. венская студенческая ассоциация «Либертас» приняла решение об исключении евреев из своих рядов. В 1880 г. Союз германских студентов присоединился к петиции, требовавшей от правительства отстранить евреев от участия в общественной жизни. В 1889 г. студенческие союзы Австрии начали проводить дискриминационную «арийскую» политику, а в 1890 г. все германские и австрийские студенческие ассоциации заявили, что они «свободны от евреев» (юденрайн) и отныне последние лишены чести вызывать их членов на дуэль. В 1908 г. евреи были изгнаны из ассоциаций университетских выпускников. В 1900–14 гг. антисемитская пропаганда в студенческой среде пошла на спад, однако Первая мировая война привела к новому подъему популярности немецкого национализма и расовой теории (см. Расизм). На всегерманском съезде немецких студенческих ассоциаций в Эйзенахе в 1919 г. было принято решение об исключении из них тех арийцев, которые вступили в брак с евреями или представителями других рас.

Антисемитская политика германских студенческих союзов побудила еврейских студентов в Центральной Европе создавать собственные ассоциации; первая из них возникла в университете Бреслау (ныне Вроцлав) в 1886 г. В немецкоязычных странах (Германии, Австро-Венгрии и Швейцарии) они строились по образцу германских буршеншафтен: студенты группировались по землячествам и университетам, каждая корпорация имела собственные цвета и т. п. Еврейские студенческие союзы подвергались остракизму со стороны остальных студентов, а университетские власти нередко закрывали такие союзы.

Многие влиятельные еврейские студенческие организации — всегерманская федерация Картель юдишер фербиндунген (КЮФ), венская Кадима, пражские Бар-Кохба, «Теодор Герцль» и Бариссия, будапештская Маккабея, бухарестская Хасмоная и др. — сыграли немалую роль в пропаганде идей еврейского национального возрождения и становлении сионистского движения (см. Сионизм). Значительный вклад в развитие сионизма в России внесло общество Хе-Хавер, образованное в 1911 г. российскими евреями, учившимися в университетах Западной и Центральной Европы. Существовали также студенческие объединения несионистского толка (например, КЦ в Германии), часто ставившие перед собой (подобно Русско-еврейскому научному обществу в Берлине) просветительские задачи.

В межвоенный период в Германии, Австрии, Польше, Венгрии, Румынии, Литве, Латвии, Эстонии и ряде других европейских стран евреев по-прежнему не принимали в студенческие организации, за исключением сравнительно небольших кружков левой (большей частью коммунистической) ориентации. Поэтому здесь продолжали действовать крупные еврейские студенческие союзы, в основном стоявшие на сионистских позициях: например, в Рижском университете (см. Рига) в 1920–30-х гг. работали различные ассоциации — Хе-Хавер, присоединившаяся впоследствии к КЮФ (см. выше), Ха-Шахар, ориентировавшаяся на рабочее сионистское движение, Хасмонея и Галилея, разделявшие идеи сионистов-ревизионистов и строившиеся по образцу буршеншафтен; лишь общество Бетулия выступало за ассимиляцию. Все это предопределило приверженность основной части еврейского студенчества региона сионистской или леворадикальной идеологии. Многие еврейские студенческие союзы выступали в межвоенный период и в качестве отрядов самообороны. Создавались также объединения еврейских студенток. В нацистской Германии и союзных с ней странах еврейские студенческие организации были ликвидированы в 1930-х гг., в Чехословакии, Польше и странах Прибалтики — в 1939–40 гг.; после Второй мировой войны власти государств коммунистического блока не допустили их восстановления. Единственным исключением стала группа «Бабель» (названная в честь И. Бабеля), полулегально действовавшая в Польше в 1967–68 гг.

В Великобритании рост численности еврейских студентов привел к созданию в 1919 г. Межуниверситетской еврейской федерации (МЕФ), ставившей своей целью координацию деятельности еврейских студенческих обществ, которые стали возникать в этот период в различных университетах страны (в Лондоне, Оксфорде, Кембридже, Бирмингеме, Глазго, Манчестере, Лидсе, Ливерпуле). Федерация стремилась пробуждать у еврейских студентов интерес к иудаизму, еврейской истории и культуре, чтобы после завершения образования они активно участвовали в общественной и религиозной жизни еврейской общины страны. В 1922 г. было создано Еврейское объединенное общество Лондонского университета, в которое вошли различные студенческие общества Лондона и его окрестностей.

Нежелание ряда еврейских студенческих обществ участвовать в сионистском движении привело к появлению самостоятельных студенческих сионистских ассоциаций; с 1924 г. Сионистская федерация университетов (СФУ) начала действовать независимо от МЕФ, в какой-то мере конкурируя с ней. В 1930-х гг. СФУ объединилась с Союзом обществ молодых сионистов (преимущественно не студенческая организация), однако из-за организационных и др. трудностей незадолго до начала Второй мировой войны СФУ вновь оформилась в самостоятельную организацию, принявшую название Сионистский совет университетов (ССУ). Во время войны и в последующие годы студенческая сионистская деятельность в Великобритании стала более интенсивной. МЕФ и СФУ выпускали ряд периодических изданий.

После образования Государства Израиль начался период тесного сотрудничества между двумя организациями, завершившийся их слиянием в 1960-е гг., когда сионизм стал частью платформы МЕФ. Всего с МЕФ связано около 80 ассоциаций. Существуют также независимые студенческие группировки, в частности Либеральная и Реформистская (см. Реформизм в иудаизме) ассоциации и ортодоксальное (см. Ортодоксальный иудаизм) движение Явне. Еврейские студенческие организации вели борьбу за ядерное разоружение и в поддержку советского еврейства. С 1980-х гг. они столкнулись с ожесточенной борьбой левых студенческих организаций и с 1990-х гг. постоянно противостоят бойкоту израильских студентов и преподавателей. Они также протестуют против диффамации Израиля и бойкота израильских товаров. Еврейские студенческие организации в Великобритании пользуются широкой поддержкой и финансовой помощью Хиллел фаундейшн организации Бней-Брит (см. ниже). Однако к началу 1970-х гг. примерно две трети еврейских студентов Великобритании не принимали участия в деятельности еврейских студенческих организаций.

До Второй мировой войны во Франции не существовало еврейского студенческого движения: организованная еврейская жизнь в стране концентрировалась преимущественно вокруг филантропических и религиозных обществ, а поступление в университет рассматривалось как путь к интеграции во французском обществе. Единственным местом сходок еврейской учащейся молодежи была кашерная (см. Кашрут) столовая «Фуайе исраэлит», открытая в Париже в 1921 г. (при активном участии П. Мендес-Франса, учившегося тогда на юридическом факультете Сорбонны) для верующих и неимущих студентов. Союз французских еврейских студентов (СФЕС) был учрежден в Париже в 1945 г. молодыми участниками движения Сопротивления, членами сионистских и коммунистических организаций. Целью Союза было оказание помощи нуждающимся студентам, в частности, открытие университетских столовых и создание централизованного бюро по трудоустройству; он также развернул деятельность, направленную на возобновление еврейской жизни: организовывал курсы и готовил публикации, посвященные еврейской истории, культуре и традиции, а позднее стал устраивать поездки студентов в Израиль. Отделения СФЕС были созданы в ряде университетских городов Франции (Лилль, Нанси, Страсбур, Лион, Гренобль, Тулуза, Монпелье, Марсель и др.). Первое десятилетие существования СФЕС ознаменовалось борьбой между сионистами и коммунистами за влияние в его центральных органах. С 1967 г. СФЕС занял открыто произраильскую позицию. Число членов Союза никогда не превышало десяти процентов общего числа еврейских студентов в университетах Франции. СФЕС издает периодический орган «Кадима» (выходит с перерывами), публикует и распространяет работы на еврейские темы. Он основал Центр еврейских исследований в Париже и студенческие клубы во многих университетах страны.

Первой студенческой организацией Соединенных Штатов Америки стала Зета Бета Тау, основанная в Нью-Йорке в 1898 г.; первоначально ее целью было пробуждение интереса к еврейской жизни и культуре, однако вскоре она превратилась в типичное «братство греческих букв» (в США так традиционно именуются ассоциации, которые объединяют студентов, связанных профессиональными интересами или совместно проводящих свободное время; обозначаются тремя буквами древнегреческого алфавита). За ней последовали Сигма Эпсилон Дельта (1901), в которую входили будущие дантисты, первое в США общество еврейских студенток Йота Альфа Пи (1903) и объединение студентов-медиков Фи Дельта Эпсилон (1904). Поскольку студентов-евреев становилось все больше, а в общие студенческие организации их до Второй мировой войны, как правило, не принимали, число еврейских «братств греческих букв» неуклонно росло: к 1941 г. действовало 17 всеамериканских профессиональных объединений еврейских студентов и 17 еврейских студенческих ассоциаций для совместного проведения досуга (12 мужских и пять женских); они насчитывали в совокупности 85 тыс. членов и 540 отделений. Кроме того, существовали местные ассоциации такого рода, не входившие во всеамериканские объединения. Многие из них формально не носили этнического или конфессионального характера, однако фактически включали почти исключительно евреев и время от времени оказывали поддержку еврейским проектам и программам. После Второй мировой войны, когда практически все общие студенческие организации отказались от практики дискриминации по национальному и конфессиональному признаку, число членов еврейских «братств греческих букв» уменьшилось, и к концу 1960-х гг. многие местные и всеамериканские союзы такого рода распались.

В первые годы 20 в. в США., в частности в городском университете Нью-Йорка (1902), Миннесотском (1903), Гарвардском и Колумбийском (1905), Иллинойсском и Техасском (1907), Йельском (1909), Калифорнийском (1910) университетах возникли студенческие общества, ставившие своей целью развитие еврейской культуры, изучение истории и традиций еврейского народа и т. п.; со временем эти общества большей частью влились в Межуниверситетскую ассоциацию Менора, учрежденную в Гарварде в 1906 г. К 1930 г. Менора насчитывала 50 местных отделений, однако к концу Второй мировой войны все они закрылись, и в 1963 г. ассоциация была распущена; ее печатный орган «Менора Джорнэл», публиковавшийся с 1915 г., перестал выходить в 1962 г. В 1923 г. в Иллинойсском университете была создана организация Хиллел фаундейшн (фонд имени Хиллела); с 1925 г. она финансируется в основном Бней-Брит в сотрудничестве с еврейскими организациями и благотворительными фондами и именуется Бней-Брит Хиллел фаундейшн. К 1973 г. она действовала в 315 высших учебных заведениях, большей частью в США, а также в Австралии, Бразилии, Великобритании, Венесуэле, Израиле, Италии, Канаде, Колумбии, Нидерландах, Швейцарии, Швеции, Южно-Африканской республике, финансируя кафедры и курсы иудаистики (см. Наука о еврействе), организуя лекции и семинары по еврейской философии и традиции, международные, национальные и региональные студенческие общества, проводя консультации для студентов, устраивая религиозные службы и праздничные обряды, осуществляя проекты и программы социальной помощи и организации досуга, помогая студентам публиковать их научные работы. В этих же направлениях работает еще ряд более мелких организаций, например, Еврейский культурный фонд, созданный в университете штата Нью-Йорк в 1937 г.

В первое десятилетие 20 в. в ряде ведущих университетов США возникли сионистские студенческие ассоциации, слившиеся в 1906–1907 гг. в Университетскую сионистскую лигу, которая, в свою очередь, объединилась в 1915 г. с рядом новых сионистских студенческих групп в Межуниверситетскую сионистскую федерацию. К 1919 г. она насчитывала 2500 членов и имела 33 местных отделения, однако в 1920 г., когда Сионистская организация Америки перестала ее поддерживать, Межуниверсистетская сионистская федерация объявила о самороспуске. В 1925 г. на ее базе была создана организация Авука; в 1939 г. она имела 56 филиалов в США и Канаде, однако в 1942 г. из-за частой смены руководства и нехватки средств также прекратила свое существование. В 1946 г. при частичной поддержке Американский сионистской молодежной комиссии была учреждена Межуниверситетская сионистская федерация Америки; незадолго до провозглашения Государства Израиль число ее членов достигло десяти тысяч человек, но вскоре резко снизилось, и в 1953 г. она была распущена. В 1954 г. ей на смену пришла Студенческая сионистская организация, субсидировавшаяся Американским сионистским молодежным фондом; в 1963 г. она насчитывала 2500 членов, объединенных в 70 местных отделений в США и Канаде, но к концу 1960-х гг. распалась, и ее функции взяли на себя общество «Американские студенты за Израиль» и родственные ему ассоциации, большей частью левосионистской ориентации. Одновременно начали создаваться студенческие группы «еврейских новых левых» (см. Новые левые), боровшиеся за мир, социальное равенство и сохранение окружающей среды, а также выступавшие в поддержку Израиля, противодействовавшие антиизраильским и антисионистским акциям, требовавшие развернуть в высших учебных заведениях официальные программы еврейских исследований и открыть «свободные еврейские университеты». В 1969 г. такие группы — Еврейский студенческий союз, Общество озабоченных еврейских студентов, Еврейская лига активистов, Наасе и др. — действовали в 80 университетских городках, однако к середине 1970-х гг. большей частью сошли со сцены. С 1960-х гг. в США существуют также студенческие движения, связанные с течениями в иудаизме, — Атид (консервативное; см. Консервативный иудаизм), Явне (ортодоксальное), Тхия (реконструктивистское; см. Реконструктивизм). В 1970–80-х гг. многие еврейские студенческие организации страны активно участвовали в борьбе за права советских евреев.

В Эрец-Исраэль студенческое движение начало развиваться в 1930-е гг., когда возник ряд студенческих организаций различной политической ориентации — ревизионистская ассоциация Эл-‘Ал (название предложено И. Клаузнером), ассоциация религиозных студентов Явне, примыкавшая к Мизрахи, и др. Тогда же был создан Национальный союз студентов, объединивший различные студенческие организации и представлявший интересы всех студентов страны. В настоящее время (середина 1990-х гг.) во всех университетах Израиля, а также в Технионе, Научно-исследовательском институте имени Х. Вейцмана, в Бецалеле, в Академии музыки и танца имени С. Рубина в Иерусалиме и в Институте физкультуры и спорта имени Ч. О. Уингейта действуют местные студенческие организации — агуддот ха-студентим. На ежегодных выборах в них баллотируются кандидаты, выдвигаемые студенческими ячейками общеизраильских политических партий, а нередко и независимые кандидаты. Национальный союз студентов, представляющий все университетские агуддот, входит во Всемирный союз еврейских студентов (см. ниже). Руководящий орган Национального союза студентов — президиум, в который входят председатели всех университетских студенческих ассоциаций. Средний возраст израильских студентов выше, чем в других странах (большинство служит в армии до поступления в высшие учебные заведения); у многих студентов есть семья, большинство вынуждено сочетать учебу с работой, а также регулярно проходить воинские сборы. Вследствие этого общественная и политическая активность израильских студентов сравнительно низка: лишь около 15% из них — активисты университетских партийных ячеек, агуддот или Национального союза студентов. Вместе с тем Национальный союз студентов отстаивает права студентов перед государством и провел в 2005-2006 гг. серию студенческих забастовок, чтобы не допустить повышения платы за учебу.

Всемирный союз еврейских студентов (ВСЕС) был основан в 1924 г. несколькими еврейскими студенческими союзами нескольких европейских стран. Среди председателей и высших должностных лиц ВСЕС были А. Эйнштейн, Х. Вейцман, С. Дубнов, З. Фрейд, С. С. Вайз, Х. Н. Бялик и сэр Х. Лаутерпахт. Во время Второй мировой войны штаб-квартира организации переместилась из Парижа в Швейцарию; наиболее важной стороной деятельности Союза в этот период было предоставление убежища пострадавшим от нацистских преследований еврейским студентам. В 1945–48 гг. среди членов ВСЕС были еврейские студенческие организации Чехословакии, Болгарии, Польши, Румынии, Египта, Ирака и Ливана; ВСЕС поддерживал связи с молодежным крылом советского Еврейского антифашистского комитета. В 1948 г. руководящие органы ВСЕС вернулись в Париж, а в 1968 г. местом пребывания его секретариата стал Лондон.

Вплоть до 1967 г. Союз считал своей основной задачей укрепление еврейского самосознания студентов, однако после Шестидневной войны занял открыто просионистскую позицию, начал поддерживать репатриацию в Израиль и стал коллективным членом Всемирной сионистской организации (1968). К началу 1970-х гг. ВСЕС объединял 30 национальных студенческих союзов, общая численность которых превышала 100 тыс. человек (из них около 50 тыс. были членами студенческих организаций США и Канады и 35 тыс. — членами израильского Национального союза студентов). Высший орган ВСЕС — Ассамблея, на которой национальные еврейские студенческие ассоциации имеют представительство, пропорциональное числу их членов (но не превышающее восьми делегатов); Ассамблея ВСЕС собирается раз в три года, обычно — в Израиле. Союз ведет политическую деятельность (борется с антисемитизмом и неонацизмом, выступает в поддержку Израиля, защищает права евреев в различных странах), а также просветительскую и сионистскую работу, поддерживает контакты с Международной студенческой организацией. В 1967 г. он основал Международный институт в Араде для университетских выпускников с целью изучения иврита, иудаизма и Эрец-Исраэль.

Смотрите также

Са‘д ад-Давла

Сарид Иоси

Сартаба

Сонтаг Сьюзен

Судей Израилевых книга