справедливость

СПРАВЕДЛИ́ВОСТЬ (צֶדֶק, צְדֳקָה — цедек, цдака), высшая моральная ценность иудаизма. В Библии содержится предписание: «цедек, цедек тирдоф» («справедливости, справедливости ищи»; Втор. 16:20). Основной атрибут Бога — справедливый суд (Быт. 18:25; Пс. 9:5), и Его заповеди людям, особенно народу Израиля, по своей сущности предназначены для установления справедливости в мире (Пс. 119/в русской традиции 118/:137–144). Люди выполняют это предназначение, когда в своем поведении они действуют в соответствии с законами Бога, стремятся подражать Божьей справедливости (Втор. 13:5; Сот. 14а; Майм., Наст. 1:54; 3:54). Процесс установления справедливости будет окончательно завершен в мессианские времена (см. Мессия), когда в мире воцарится универсальная справедливость (Ис. 11:5 и далее; Втор. Р. 5:7). История начинается и кончается справедливостью (Исх. Р. 30:19). Справедливость по своей сущности равнозначна святости (Ис. 5:16) и милости (хесед; Ис. 45:19; Пс. 103/в русской традиции 102/:17 и далее); со времен Талмуда слово цдака почти всегда употребляется в значении «милосердие» (ББ. 10б), а затем и «милостыня», а понятие справедливость определяется как «правда» (эмет), «верность, вера» (эмуна) и «прямота» (иошер). Ср. также: «Сион спасется правосудием (мишпат), а раскаявшиеся его — справедливостью» (цдака; Ис. 1:27). Постепенно и другие ценности, в первую очередь, мир и избавление превращаются в составляющие или производные справедливости, так что с течением времени справедливость становится главным моральным понятием иудаизма.

Еврейское представление о справедливости отличается от греческого, усвоенного западной философией. Там справедливость — дистрибутивное и ретрибутивное понятие, то есть процедуральный принцип, определяющий, как следует действовать. Хотя еврейское понятие справедливости и включает процедуральный момент, оно трактует справедливость как сущностно субстантивный принцип, определяющий, какова должна быть человеческая жизнь. Субстантивная справедливость ориентирована на ультимативные (мессианские) ценности и сосредоточена на высшей реализации жизни индивида и, в конечном счете, общества. Справедливость не противопоставлена любви, а, напротив, сущностно связана с ней. Раввинистическая литература, еврейская философия и Каббала считают, что действия Бога проистекают из двух Его атрибутов — законолюбия и сострадания (Майм., Наст. 3:53). Подобная точка зрения предполагает проблему теодицеи — если Бог справедлив, чем объясняется торжество зла в мире? Вопросы теодицеи стоят в центре книги Иов. В истории еврейской мысли были предложены различные решения проблемы, в частности, Маймонид придерживался неоплатонического взгляда, согласно которому зло не обладает субстанциальностью, а представляет собой отсутствие добра (Наст. 3:18–25). В еврейской традиции бытует взгляд, что Бог испытывает праведника страданиями в этом мире и награждает его в олам ха-ба. Фраза «Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2) понимается так, что нельзя формально ссылаться на Галаху или отсутствие в ней тех или иных постановлений для оправдания несправедливости.

Смотрите также

Садай Ицхак

«Сефер ха-яшар»

Советский Союз. Евреи в годы перестройки

Соловьев Владимир

Союз учителей Израиля