Саксония

САКСО́НИЯ, историческая область на юго-востоке Германии; земля (административная единица) Федеративной Республики Германии. В 9–12 вв. — часть территории Саксонского герцогства, центр которого находился на северо-западе Германии. С 1423 г. — курфюршество, ядром которого была Мейсенская марка, образовавшаяся в 10 в. В 1806–71 гг. — королевство. С 1871 г. — в составе Германии (в 1949–90 гг. — как часть Германской Демократической Республики).

Первые сведения о евреях Саксонии восходят к 10 в. Не позднее 965 г. образовалась община в Магдебурге, не позднее 973 г. — в Мерзебурге. В этих городах существовали обособленные еврейские кварталы; в Магдебурге такой квартал располагался во владениях архиепископа и находился под его покровительством. До конца 12 в. основным занятием евреев Саксонии была торговля. По некоторым сведениям, Оттон II (в 973–83 гг. император Германии и герцог Саксонии) предоставил им ряд привилегий. В начале 11 в. евреи поселились в Мейсене, в конце 11 в. (по другим данным — во второй половине 12 в.) — в Галле, в середине 12 в. — в Эрфурте, в конце 12 в. — в Лейпциге.

Часть еврейских общин Саксонии пострадала в период первых крестовых походов: погромы произошли в Галле (1206), Магдебурге (1213), Эрфурте (1215) и некоторых других городах. В бесчинствах участвовали солдаты императорской армии и бюргеры, стремившиеся таким способом ликвидировать свои долги евреям. Положение евреев Саксонии значительно ухудшилось: согласно правовым установлениям, зафиксированным в сборнике «Саксонское зерцало» («Заксеншпигель», составлен в 1220-х гг.), евреи были лишены права носить оружие, строить новые синагоги, нанимать слуг христиан, занимать государственные должности, свидетельствовать в суде или приглашать христиан в качестве свидетелей. Были введены также строгие ограничения торговой и финансовой деятельности евреев, однако в 1265 г. маркграф Генрих, которому обороты еврейских коммерсантов приносили значительный доход, отменил Декретом о евреях значительную часть этих ограничений. Евреи получили судебную автономию и право приобретать землю.

Во второй половине 13 в. – начале 14 в. процветающие еврейские общины, каждая из которых имела собственную синагогу, микве, а иногда и кладбище, существовали в большинстве городов Саксонии. В начале 14 в. евреи начали селиться в Дрездене, Хемнице и Цвиккау. В ряде мест (например, в Мейсене) еврейские кварталы находились вне городских стен. Евреи Саксонии занимались торговлей, ссудным делом (см. Ссуда денежная), а в отдельных случаях и сельским хозяйством (в частности, садоводством и огородничеством). Во главе общин стояли раввины и светские нотабли, несшие ответственность перед властями, в особенности за сбор налогов. Духовными лидерами еврейства Саксонии в этот период были выдающиеся талмудисты рабби Ицхак бен Моше из Вены, рабби Ашер бен Иехиэль и Менахем из Мерзебурга (первая половина 14 в.).

В 1298 г. банды погромщиков, во главе которых стоял рыцарь Риндфлейш, напали на еврейские кварталы в нескольких городах, расположенных на юге Саксонии. В 1302 г. вспыхнули антиеврейские беспорядки в Магдебурге. В годы эпидемии чумы (см. «Чёрная смерть») в большинстве городов Саксонии происходили массовые убийства евреев: были уничтожены общины Дрездена, Лейпцига, Магдебурга, Мейсена (все — в 1349 г.), Галле (1350) и многие другие. Погибли сотни евреев, их имущество было разграблено, дома сожжены. Некоторые общины (например, мейсенская) прекратили свое существование, другие впоследствии были восстановлены (в Лейпциге — не позднее 1364 г., в Дрездене — не позднее 1375 г.).

Общее экономическое, а затем и правовое положение евреев Саксонии резко ухудшилось. Во второй половине 14 в. единственным доступным им занятием стало ростовщичество, однако и в этой области евреи не были защищены от произвола: так, значительный ущерб им нанесли изданные в 1385 г. и 1390 г. указы императора Венцеслава II об аннулировании всех долгов евреям. В разных городах Саксонии время от времени происходили погромы (в Магдебурге — в 1357 г. и 1384 г.).

В начале 15 в. Фридрих, герцог Саксонии, гарантировал евреям безопасность и общинную автономию, однако с началом гуситских войн (конец 1410-х гг.) преследования возобновились. В 1430 г. евреи были изгнаны из Мейсенской марки, включая Дрезден, в 1442 г., по некоторым данным, — из Лейпцига. В 1458 г. в Цвиккау (откуда евреи были изгнаны в 1430 г., но затем получили разрешение вернуться) был сожжен еврейский квартал. Во второй половине 15 в. последовали запреты на проживание евреев в Эрфурте (1458), Галле и Магдебурге (оба — 1493 г.); прекратила свое существование община Хемница. В конце 1530-х – начале 1540-х гг., после того, как правители Саксонии приняли лютеранство (см. М. Лютер; Протестантизм), евреи были окончательно изгнаны из курфюршества. Во многих городах Саксонии синагоги были превращены в христианские храмы, еврейские кладбища разрушены, а могильные плиты использованы при строительстве домов и фортификационных сооружений.

В конце 16 в. – первой половине 17 в. евреям строго воспрещалось селиться в Саксонии, заниматься здесь торговлей и ремеслом, проводить богослужения, а при транзитном проезде — находиться на территории курфюршества более суток (с конца 16 в. — более дня). Нарушение этих запретов каралось конфискацией половины имущества. При въезде в Саксонию евреи должны были платить особую подушную подать. Вместе с тем, им разрешалось посещать три раза в год лейпцигские ярмарки, успех которых в немалой степени зависел от участия евреев.

В 1682 г. курфюрст Иоханн-Георг III смягчил правила передвижения евреев по стране, что, в частности, способствовало увеличению их притока на лейпцигские ярмарки. В 1708 г. Фридрих-Август I предоставил охранную грамоту семье своего финансового и дипломатического агента Б. Леманна (1661–1730); его сын и двоюродный брат поселились в Дрездене. К 1723 г. в этом городе уже насчитывалось около 70 евреев. В 1710 г. Г. Леви, поставщик драгоценных металлов для монетного двора Саксонии, получил право на постоянное жительство в Лейпциге. Евреям, переселявшимся в Лейпциг и Дрезден, было разрешено проводить в частных домах богослужения.

В апреле 1733 г. курфюрст Фридрих-Август II восстановил антиеврейские ограничительные законы, вводившиеся в 16–17 вв., и распорядился, чтобы все евреи — постоянные жители Саксонии, платили подушную подать. Однако в дальнейшем многие запреты (в частности, касавшиеся продолжительности временного пребывания евреев в Саксонии) были отменены или существенно смягчены. Г. фон Брюль, первый министр Фридриха-Августа II, поддерживал тесные контакты с придворными евреями, прежде всего коммерсантами и финансистами, игравшими заметную роль в экономике курфюршества.

В 1772 г. Фридрих-Август III издал Закон о евреях, обязавший каждую еврейскую семью раз в три месяца сообщать властям сведения о составе и финансовом положении. Одновременно был введен так называемый личный налог, уплата которого давала евреям право на свободное передвижение в пределах Саксонии. Численность еврейского насления Саксонии в 18 в. постепенно возрастала, хотя и оставалась незначительной. Так, в Дрездене в 1800 г. проживали 1030 евреев (к 1815 г. их число сократилось наполовину); с середины 18 в. община имела синагогу и кладбище. В Лейпциге организованная община возникла лишь в первой трети 19 в. В 1819 г. в Лейпциге и Дрездене произошли погромы (см. Хеп-хеп).

В 1832 г. в Саксонии проживали 852 еврея, из них 712 евреев — в Дрездене и 140 — в Лейпциге. В 1830-х гг. началась борьба евреев за равноправие, которую возглавили лидер дрезденской общины Б. Беер (1801–61) и профессор философии Лейпцигского университета В. Т. Круг (1770–1842; ввел в употребление термин «эмансипация»). В ответ на петицию, поданную ими в 1834 г., король Иоханн отменил все ограничения на хозяйственную деятельность евреев, разрешил им приобретать любые профессии и проживать в любой части страны. После этого евреи начали селиться, наряду с Дрезденом и Лейпцигом, в Цвиккау, Хемнице, Мейсене и некоторых других городах. В 1835 г. образование еврейское было передано в ведение Министерства народного просвещения. В 1837 г. последовало разрешение создавать официальные еврейские общины и открывать синагоги. В 1840 г. по настоянию З. Франкеля (в 1836–54 гг. — главный раввин Саксонии) была изменена унизительная формула еврейской присяги (см. Клятва). В 1848 г., с началом революционных событий в Германии, власти Саксонии издали закон о гражданском равноправии евреев, но в 1851 г., в период реакции, он был отменен.

Эмансипация евреев Саксонии завершилась лишь в декабре 1868 г., вскоре после того, как королевство вошло в Северогерманский союз, созданный под эгидой Пруссии. Особая формула еврейской присяги сохранялась до 1879 г. В 1875 г. руководитель дрезденской общины Э. Леманн (1829–98; потомок Б. Леманна, см. выше) стал депутатом ландтага (законодательного собрания) Саксонии.

В середине 19 в. Саксония — один из центров движения за реформу еврейской религии (см. Реформизм в иудаизме). В Лейпциге жили такие видные лидеры этого движения, как Л. Лунц и А. Еллинек (в 1855 г. основал в городе реформистскую синагогу); здесь же в 1869 г. состоялся первый съезд представителей реформистских общин Германии. Известным влиянием в Саксонии пользовались также сторонники консервативного иудаизма, одним из идеологов которого был З. Франкель.

Во второй половине 19 в. – начале 20 в. (в особенности после эмансипации) еврейское население Саксонии быстро увеличивалось, во многом за счет притока переселенцев из Польши, в том числе из Царства Польского, принадлежавшего России, и из Галиции, находившейся в составе Австро-Венгрии (см. Австрия). Если в 1849 г. в Саксонии проживали 1022 еврея (0,05% всего населения), то в 1861 г. — 1555 евреев, в 1871 г. — 3346 евреев (0,13%), в 1880 г. — 6616 евреев (0,22 %), в 1900 г. — 12 378 евреев, в 1910 г. — 17 587 евреев (0,53% всего населения). В начале 20 в. свыше 90% евреев Саксонии жили в городах; общины, насчитывавшие свыше 100 человек, существовали в Лейпциге, Дрездене, Хемнице, Плауэне, Цвиккау. Функционировали многочисленные синагоги, еврейские общественные организации и благотворительные ассоциации. В Цвиккау с 1901 г. жил известный издатель и филантроп З. Шокен (см. Шокен, семья).

В 1925 г. численность еврейского насления Саксонии составила около 23 200 человек (0,46% всего населения); из них 13 032 еврея жили в Лейпциге, свыше 6000 евреев — в Дрездене, 2796 евреев— в Хемнице, 473 еврея— в Цвиккау. В 1920-х гг. в Саксонии, как и во всей Германии, резко усилился антисемитизм; официальные власти фактически не допускали евреев на государственные должности. С приходом нацистов (см. Национал-социализм) к власти в Германии (январь 1933 г.) евреи начали покидать Саксонию. В октябре 1938 г. несколько тысяч евреев, не имевших германского гражданства, были высланы в Польшу. 9–10 ноября 1938 г. (см. «Хрустальная ночь») нацисты разрушили синагоги в Лейпциге, Дрездене и других городах, арестовали сотни евреев (в том числе всех мужчин, живших в Хемнице), разгромили и разграбили еврейские дома и магазины. К середине 1939 г. в Лейпциге оставалось около двух тысяч евреев, в Дрездене — 1470 евреев, в Цвиккау — 64 еврея. В 1942–45 гг. почти все евреи были депортированы в Ригу (где многих по прибытии тут же расстреливали) или в лагеря уничтожения Белжец и Терезиенштадт (см. Терезин). Выжить удалось лишь немногим.

После Второй мировой войны в Лейпциге, Дрездене и Хемнице (в 1953–90 гг. назывался Карл-Маркс-Штадт) возникли новые еврейские общины, были построены или восстановлены синагоги. В 1968 г. община Лейпцига насчитывала около 120 человек, Дрездена — около 100. Однако многие евреи, жившие в послевоенный период в Саксонии, не входили в общины, находившиеся под жестким контролем властей. В 1990 г. численность общин составляла: в Лейпциге — 45 человек, в Дрездене — 37 человек, в Хемнице — девять человек. По приблизительным оценкам, в начале 1990-х гг. в Саксонии жили от пятисот до тысячи лиц еврейского или смешанного происхождения, среди которых были и эмигранты из Советского Союза и образовавшихся после его распада государств.

Благодаря массовому выезду в Германию евреев из Советского Союза, а после его распада из государств, сложившихся на постсоветском пространстве, в 1990–2006 гг. происходил стремительный рост еврейского населения по всей территории Германии, в том числе и Саксонии. Так, согласно данным Центрального совета евреев Германии, число евреев, официально зарегистрированных в общинах Саксонии в 2004 г., составляло 2 400 человек, в подавляющем большинстве новых эмигрантов из государств СНГ и стран Балтии. Поскольку многие эмигранты не регистрируются в общинах, реальное их число значительно больше. Еврейские общины в Саксонии функционируют в Дрездене, Лейпциге, Хемнице. Рост численности еврейских общин привел к заключению в 2004 г. нового договора между правительством Саксонии и Союзом еврейских общин земли. Согласно этому договору с 2005 г. ежегодная помощь Союзу еврейских общин увеличилась.

В то же время евреев — эмигрантов из СНГ и стран Прибалтики распределяют по немецким землям согласно федеральному закону об иммиграции в соответствии с числом жителей этих земель. При этом правительство Германии и Центральный совет евреев Германии не учитывали экономической ситуации в восточных землях, что привело к высокому уровню безработицы среди иммигрантов.

Приезд большого числа евреев привел к развитию еврейской жизни. 9 ноября 2001 г. в 63-ю годовщину «Хрустальной ночи» в Дрездене была открыта Новая синагога, вмещающая около 400 человек. Основная часть средств на строительство была предоставлена муниципалитетом Дрездена и правительством Саксонии. Раввином синагоги стал раввин земли Саксония С. Альмекиас-Гигель. 14 сентября 2006 г. в Новой синагоге произошла торжественная церемония смихи; раввинами стали три выпускника Потсдамского колледжа А. Гейгера. Это была первая подобная церемония в послевоенной Германии. В декабре 2001 г. был открыт мемориальный музей в Лейпциге, посвященный узникам концентрационных лагерей, работавших на военных заводах во время Второй мировой войны.

В Саксонии наблюдается рост националистических и антисемитских настроений, особенно в землях, входивших ранее в Германскую Демократическую Республику. На рост ксенофобии и антисемитизма влиял высокий уровень безработицы в восточных землях, доходящий в Саксонии до 18%. В январе-ноябре 2005 г. в Саксонии были зарегистрированы 1662 инцидента на националистической почве, 69 из них были связаны с проявлением насилия.

В Лейпциге и Дрездене неоднократно происходили антиизраильские демонстрации, в которых участвовали, с одной стороны, члены пронацистских группировок и движений, скинхеды, примыкающие к ним группы фанатичных футбольных болельщиков, с другой стороны, многочисленные представители мусульманской общины. Неоднократно происходили осквернения еврейских кладбищ, синагог, зданий еврейских организаций. Так, на следующий день после торжественного открытия Новой синагоге Дрездена на ее стенах была нарисована свастика.

Согласно данным социологических опросов, 47% молодых жителей Саксонии находят положительные моменты в нацистской идеологии. Это приводит к росту числа членов неонацистских партий и группировок и увеличению их влияния в восточной части Германии, особенно в Саксонии, в то время как в целом в Германии число членов пронацистских партий в 2000-е гг. сокращалось. Национал-демократическая парии Германии (НДП) в 2000 г. насчитывала в своих рядах 6 500 членов по всей стране, из них тысяча была зарегистрирована в Саксонии. На выборах в земельный парламент в Саксонии в январе 2005 г. НДП получила 9,2% голосов избирателей (рекорд для ультраправых партий на выборах в земельные парламенты в Германии). За нее было отдано 190 тысяч голосов избирателей. Присутствие фракций профашистских партий в законодательных органах власти в Саксонии привело к проявлениям антисемитизма, чего в послевоенной истории Германии до того момента не было. Так, в 2005 г. депутаты фракции НДП в саксонском ландтаге отказались встать во время минуты молчания на церемонии, посвященной 60-летней годовщине освобождения Освенцима. Они потребовали, чтобы эта церемония была посвящена также памяти жертв бомбардировки союзной авиации Дрездена в апреле 1945 г., которую назвали «бомбовым Холокостом».

Смотрите также

Сегаль Лазарь

слепота

Советский Союз. Вклад евреев в развитие науки и культуры в Советском Союзе

Солк Джонас Эдвард

Стейнер Джордж