Розовский Шломо

РОЗО́ВСКИЙ Шломо (Соломон; Rosowsky, Solomon; 1878, Рига, – 1962, Нью-Йорк), еврейский композитор, педагог, музыковед. Сын кантора и синагогального композитора Баруха-Лейба Розовского (1841–1919). Окончил юридический факультет Киевского университета (1902) и Петербургскую консерваторию по классам композиции Я. Витоля и А. Лядова (1909). В 1904–1908 гг. изучал музыкально-теоретические предметы под руководством Н. Римского-Корсакова и А. Глазунова. В 1908 г. совместно с Л. Саминским, М. Гнесиным и другими принял участие в организации Общества еврейской народной музыки, в котором играл видную роль.

В 1908–17 гг. Розовский сочинил симфоническую поэму «Хасиды», Фортепианное трио, два квинтета для духовых инструментов — «Бесконечная мелодия» и «Моше-сапожник», фортепианные пьесы «Бадхан» и «Поэма». Все эти произведения основаны на фольклорном материале (однако не на традиционном хасидском /см. Хасидизм/, а преимущественно на более современных мелодиях еврейских народных песен и танцев) или на оригинальных темах, сочиненных автором в еврейском народном духе. В 1919 г. руководил в Петрограде музыкальной частью Еврейского театра-студии (см. ГОСЕТ), для которого сочинил музыку к спектаклям «Бог мести» (по пьесе Ш. Аша), «Уриэль Акоста» (по К. Гуцкову) и другим. В 1920 г. переехал в Ригу, участвовал в создании Еврейской консерватории.

В 1925 г. Розовский репатриировался в Эрец-Исраэль, поселился в Иерусалиме, занимался преподавательской, композиторской и исследовательской работой. Преподавал в консерватории «Шуламит» (основана в 1910 г.) теоретические дисциплины и основы композиции. Одним из первых стремился в качестве педагога и композитора сочетать элементы местного фольклора и литургической (см. Литургия) музыки с основами европейской музыкальной культуры — классической гармонией, полифонией, инструментовкой и т. д.; с этой целью углубленно изучал произведения народной и синагогальной музыки различных общин.

Писал музыку к спектаклям: для «Хабимы» — «Оцар» («Клад», по Шалом Алейхему), «Кетер Давид» («Давидова корона», по П. Кальдерону), «Голем» (по Х. Лейвику); для театра «Охел» — «Я‘аков ве-Рахель» («Иаков и Рахиль», по Н. Крашенинникову), «Шабтай Цви» («Саббатай Цви», по Н. Агмону [Быстрицкому]); для Иерусалимского театрального общества — «Машиах бен Иосеф» («Мессия, сын Иосифа», по Б. Штейману) и другим. Среди произведений Розовского — «Траурная ода» для симфонического оркестра, «Рапсодия» для виолончели и фортепиано, камерные сочинения, романсы. Выпустил в свет сборник отредактированных им синагогальных мелодий «Ширей тфилла» («Молитвы») из репертуара своего отца и сборник песен «Ми-зимрат ха-арец» («Из песен земли»). В конце 1920-х гг. начал работать над исследованием еврейской кантилляции, в частности, над расшифровкой масоретских (см. Масора) знаков (та‘амей ха-микра) в интерпретации ашкеназских (см. Ашкеназы) общин (в основном, Литвы). В 1945 г. Ведомство по делам просвещения в подмандатной Палестине объявило обязательным изучение системы Розовского в религиозных учебных заведениях страны.

Учениками Розовского в Эрец-Исраэль были композиторы М. Зе‘ира, Ш. Постольский (1893–1949), И. Амиран (1909–93), М. Шалем (1904–75) и другие. Розовский был удостоен премии имени И. Энгеля и премии города Тель-Авив за музыкально-просветительскую и творческую деятельность (обе — в 1946 г.).

В 1947 г. уехал в США. В 1957 г. в Нью-Йорке вышел его фундаментальный труд «Библейская кантилляция: Пятикнижие Моисеево» (английский язык).

Смотрите также

Рабат

Рабинович Александр Зискинд

Равич Иосиф

Россия. Евреи России после 1991 г.

Ротблат Джозеф