Рейнхардт Макс

РЕ́ЙНХАРДТ Макс (Reinhardt, Max; настоящая фамилия Гольдман; 1873, Баден, – 1943, Нью-Йорк), австрийский и немецкий режиссер, актер, театральный деятель, один из реформаторов театрального искусства 20 в. Родился в семье венского книготорговца. Дед Рейнхардта был ортодоксальным евреем.

В 17 лет, когда Рейнхардт еще учился в театральной школе при Венской консерватории, он стал актером и режиссером театра в Зальцбурге. В 1894–1904 гг. играл главным образом характерные роли в Немецком театре в Берлине, возглавляемом О. Брамом (1856–1912). В 1905 г. Рейнхардт сменил своего учителя на посту руководителя Немецкого театра.

С первыми самостоятельными режиссерскими опытами Рейнхардт выступил на сцене берлинского артистического кабаре «Шум и дым», где пародировал современную драму и театр. В 1902 г. на основе кабаре возник его «Малый театр», предназначенный для сценических опытов и камерного репертуара; в 1903 г. Рейнхардт возглавил созданный им «Новый театр», в 1906 г. оставил его и создал экспериментальный Камерный театр («Каммершпиле»). В отличие от Немецкого театра, где он ставил в основном классическую драматургию (У. Шекспир, Г. Лессинг, Ф. Шиллер), там шли современные пьесы (Ю. Стриндберг, Л. Пиранделло, М. Горький). Рейнхардт руководил также берлинскими театрами «Фольксбюне» (1915–19), «Гроссе шаушпильхауз» (1919–20), создал десятки студий и драматических школ. Рейнхардт был смелым экспериментатором, обращался к пьесам разных времен и жанров («На дне» М. Горького, 1903, под названием «Ночлежка»; «Венецианский купец», «Сон в летнюю ночь», 1915, «Гамлет» У. Шекспира, 1904, 1910; «Смерть Дантона» Г. Бюхнера, 1916; «Каждый человек», средневековая мистерия в обработке Г. Гофмансталя, 1920; оперетта «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха, 1930; «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1932).

Высшей целью Рейнхардта было создание народного массового театра, сродни античному. В спектаклях Рейнхардта раскрылось мастерство таких актеров, как А. Моисси, Г. Эйзольдт, А. Бассерман, Э. Яннингс и другие.

Отвергая натурализм и бытовое правдоподобие, Рейнхардт утверждал театр обобщенных сценических форм, поэтизирующий действительность. «Австрийское барокко, интеллектуализированное еврейством», — так определил его режиссерский стиль Т. Манн. Искания Рейнхардта по-своему преломились в практике В. Мейерхольда, А. Таирова, А. Грановского. В 1928 г., когда ГОСЕТ с огромным успехом выступал в Берлине, Рейнхардт высоко оценил спектакли театра.

В 1920-х гг. Рейнхардт работал в США (спектакль-пантомима «Миракль» по пьесе М. Метерлинка «Сестра Беатриса», 1923–24), там же встречался с К. Станиславским, с которым обсуждал возможности постановки «Диббука» С. Ан-ского (замысел не осуществился). В 1932 г. Рейнхардт был выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию. Антисемитские круги во главе с К. Гамсуном развернули шумную кампанию протеста, и кандидатура «семитского ставленника», как его именовали нацистские газеты, была снята. В том же году Рейнхардт добровольно оставил пост директора Немецкого театра в Берлине и уехал в Австрию. Незадолго до отъезда из Берлина Рейнхардт направил правительству открытое послание, в котором писал: «Я знаю, что представителям той нации, к которой я открыто и безоговорочно принадлежу, нет теперь места в Германии...» В 1938 г. Рейнхардт эмигрировал в США, где организовал театр, школу и снял несколько фильмов на сюжеты шекспировских пьес («Сон в летнюю ночь» и другие).

Смотрите также

радиовещание

Разумный Марк

Райк Хавива

Рапапорт Натан

Ротко Марк