Рабинович Исаак

РАБИНО́ВИЧ Исаак Моисеевич (1894, Киев, – 1961, Москва), театральный художник. Родился в многодетной семье бедного ремесленника, зарабатывавшего на жизнь писанием вывесок. Рабинович учился в Киевском художественном училище (1906–12) и в студии украинского живописца А. Мурашко (1912–15). В 1917–19 гг. работал в политическом отделе Красной армии и в Киевском отделе искусств. Вместе с А. Тышлером готовил праздничное оформление Киева к 1 мая 1919 г. Тогда же начал работать в театре, оформил спектакль «Овечий источник» («Фуэнте Овехуна») Лопе де Вега (1919, Второй драматический театр, Киев).

В последующих спектаклях Рабинович создавал конструктивистские декорации архитектурного типа, он превратил сценическое пространство в одно из важных средств театральной выразительности («Дон Карлос» И. Ф. Шиллера, 1922, театр «Комедия», Москва; «Лисистрата» Аристофана, 1923, Музыкальная студия МХАТ). Рабинович был также художником фильма Я. Протазанова «Аэлита» (1924).

В начале 1920-х гг. Рабинович сотрудничал с Московским государственным еврейским театром (см. ГОСЕТ). Первой его работой в театре стала постановка драмы «Гот фун некоме» («Бог мести») Ш. Аша (1921, режиссер А. Грановский); угловатые кубизированные формы предметов интерьера, сценическое пространство, силуэты действующих лиц, мрачный колорит, сумрачное освещение — все в спектакле было исполнено драматической выразительности, нагнетало атмосферу таинственности. В 1922 г. Рабинович оформил спектакль «Ди кишефмахерин» («Колдунья») А. Гольдфадена, оживив лаконичную конструктивистскую постройку элементами, несущими печать места и времени. Нагромождение причудливо расположенных бедных лачуг, соединенных между собой галереями, дополненное колоритными по фактуре и цвету деталями, создало на сцене мир местечка. С 1923 г. Рабинович жил в Москве и продолжал сотрудничество с еврейским театром — «Цвей хундерт тойзентер» («200 тысяч») по Шалом Алейхему, 1923; «Дер тойбер» («Глухой») Д. Бергельсона, 1930; «Тевье дер милехикер» («Тевье-молочник») Шалом Алейхема, 1938.

В постановках начала 1930-х гг. Рабинович создавал обобщенные и лаконичные образы («Пятый горизонт» П. Маркиша, 1932, Театр имени Евг. Вахтангова; «Тиль Уленшпигель» М. Лотара, 1931, Музыкальный театр имени В. Немировича-Данченко). В спектакле по пьесе П. Маркиша «Ди эрд» («Земля»; также «Нит гедайгет» — «Не унывайте», 1930, ГОСЕТ) Рабинович предложил метафорическое решение сценического пространства: слегка бугрящийся пол сцены, устланной полосами ткани, уподобляется вспаханному полю, которое воплощает мечту героев — строителей еврейской коммуны.

После 1932 г., когда разгорелась кампания борьбы с художественными группировками, Рабинович был вынужден отказаться от театральной условности; но, даже изменив стиль, в постановках 1930–50 гг. он добивался метафорической образности, подчеркивая в оформлении выразительную деталь («Евгений Онегин» П. Чайковского, 1933, Большой театр; «Гугеноты» Дж. Мейербера, 1934, Большой театр; «Борис Годунов», 1937, МХАТ; «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1940, Малый театр). В 1946 г. Рабинович начал готовить в ГОСЕТе материалы к постановке драмы Д. Бергельсона «Принц Реувейни». В графических эскизах оформления Рабинович изобразил сцену казни евреев в море, интерьеры, массовые сцены.

С 1955 г. Рабинович был главным художником театра имени Евг. Вахтангова, оформил спектакли театра — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому, «Гамлет» У. Шекспира (обе работы — 1958). Рабинович создавал также костюмы к спектаклям.

Рабинович работал в области монументального искусства (оформление павильона «Курорты СССР» для международной выставки в Нью-Йорке; мозаичные панно для станции московского метро «Бауманская», 1947).

Смотрите также

Рабой Айзик

Равич Мелех

Регенсбург

репарации немецкие

Рехов