Пятигорский Григорий

ПЯТИГО́РСКИЙ Григорий (Piatigorsky, Gregor; Грегор; 1903, Екатеринослав, ныне Днепропетровск, – 1976, Лос-Анджелес), американский виолончелист и педагог. Сын музыканта. С семи лет начал учиться игре на виолончели. В 1911–1916 гг. учился в Московской консерватории у А. Э. фон Глена. С 1919 г. участник первого советского квартета имени В. Ленина (основан в 1918 г., первая скрипка — Л. Цейтлин), квартета музыкального отдела Наркомпроса (основан в 1920 г., первая скрипка — Л. Цейтлин) и солист симфонического оркестра Большого театра (дебют — соло в исполнении симфонической поэмы «Дон Кихот» Р. Штрауса под управлением дирижера Г. Фительберга /1879–1953/). В 1921 г. Пятигорский организовал камерный ансамбль музыкантов, с которым предпринял гастрольную поездку по Западной Украине, и оттуда бежал из советской России через российско-польскую границу. Вначале Пятигорский поступил в оркестр Варшавской филармонии, затем переехал в Лейпциг, где занимался у Ю. Кленгеля. В 1924–28 гг. — первый виолончель в оркестре Берлинской филармонии (руководитель В. Фуртвенглер). С 1925 г. концертировал также как солист с крупнейшими дирижерами того времени (А. Тосканини, Б. Вальтер, О. Клемперер, С. Кусевицкий, Ш. Мюнш), играл в ансамблях с С. Рахманиновым, Б. Губерманом, Й. Сигети и другими, в дуэте с пианистом А. Шнабелем, в трио с ним же и скрипачом К. Флешем, позже (с 1930 г.) с Н. Мильштейном и В. Горовицем, с 1949 г. с Я. Хейфецем и А. Рубинштейном. В 1928 г. прекратил работу в оркестре и сосредоточился на сольных выступлениях и игре в камерных ансамблях. С 1929 г. жил в США, в 1941–49 гг. преподавал в Музыкальном институте Кертис (Филадельфия), с 1957 г. — в Бостонском университете, с 1958 г. — в университете Южной Калифорнии (Лос-Анджелес). Среди учеников Пятигорского — Л. Парнас, Н. Розен (родился в 1948 г.), Р. Уоллфиш, М. Майский. В 1962 и 1966 гг. был членом жюри Международного конкурса имени П. Чайковского в Москве.

Пятигорский — один из крупнейших виолончелистов своего времени. Его игре были свойственны органичное сочетание классической интерпретации произведений с романтической приподнятостью и философской глубиной, совершенная техника и редкий по красоте звук. Бесспорный представитель романтического направления в исполнительстве, Пятигорский сочетал в своем репертуаре музыку 19 века с современной, был первым исполнителем многих написанных для него и посвященных ему произведений. Среди них — сочинения И. Стравинского, С. Прокофьева, П. Хиндемита, У. Уолтона, Д. Мийо, Э. Блоха, М. Кастельнуово-Тедеско, А. Копленда, С. Барбера, А. Черепнина. Пятигорский сделал ряд транскрипций для виолончели (в том числе ряда сочинений С. Прокофьева), вошедших в мировой концертный виолончельный репертуар. Он дважды выступал в Израиле: в 1954 г. с Израильским филармоническим оркестром и в 1970 г. в ансамбле с Я. Хейфецем. Пятигорский — автор воспоминаний «Виолончелист» (Н.-Й., 1965; фрагменты в русском переводе — сборник «Исполнительское искусство зарубежных стран», вып. 5, М., 1970).

Александр Пятигорский (псевдоним Стогорский; 1910–87), брат Пятигорского, советский виолончелист и педагог. В 1934 г. окончил Московскую консерваторию, в 1936 г. — там же аспирантуру (класс М. Ямпольского; см. А. Ямпольский). С 1936 г. преподавал в Московской, Уральской (1941–43), Горьковской, (1946–54), Белорусской (1954–62, профессор с 1961 г.) консерваториях, с 1963 г. — в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (Москва; см. М. Гнесин). Много выступал как солист. Ему принадлежат редакции многих произведений для виолончели (в том числе И. С. Баха, Р. Шумана, П. Чайковского) и методические комментарии к ним.

Смотрите также

палестинофилы

Паперников Иосеф

пост Эсфири

«Протоколы сионских мудрецов»

Пруст Марсель