пьянство

ПЬЯ́НСТВО и опьянение. В Библии и апокрифах (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы), как и вообще в древней литературе Ближнего Востока, употребление алкогольных напитков рассматривается как неотъемлемый (Эккл. 39:26) и характерный (Пс. 104 [в русском переводе 103]: 15) элемент человеческой жизни. Пиршество немыслимо без вина, а совершенное воздержание от него представлялось уходом от цивилизованной жизни (Иер. 35; см. Рехавиты; ср. также Назорей). Вино ценили как напиток, веселящий душу и изгоняющий печаль (Суд. 9:13; указанный выше псалом и др.), и использовали для культовых возлияний (Иех. 30:40–41) и ритуальных пиршеств (Втор. 14:26). Вместе с тем. Библия порицает опьянение при отправлении культа (Лев. 10:8–11; ср. Ис. 28:7), а нередко и в повседневной жизни (Пр. 20:1; 21:17; 23:19–21 и др.). Некоторые библейские повествования рисуют позор, сопряженный с опьянением (Быт. 9:20–27; 19:31–38; I Сам. 25:36; I Ц. 16:9; 20:16 и др.). Пророки (см. Пророки и пророчество) часто осуждали пьянство, особенно среди зажиточных слоев и власть имущих (Ис. 28:1; 56:11–12), связывая его с аморальностью (Ис. 5:11–12, 22–23; Амос 2:8), распущенностью (Хош. 4:11–12,18) и забвением Бога (Хош. 4:11–12).

Талмуд запрещает судьям (см. Бет-дин; Даян) выносить решение после употребления вина; им возбранялось употреблять даже финики, которые могли иметь опьяняющее действие (Кт. 10б). Судьи Синедриона должны были воздерживаться от вина во все время слушания уголовного дела (Санх. 5:1; 42а). Критерием того, является ли человек пьяным, была, в частности, его способность подобающим образом обратиться к царю; количеством вина, достаточным для опьянения, считался лог (см. Веса и меры). Если после употребления вина человек прошел милю (около 1,1 км) или выспался, его следует считать трезвым (если только вино, которое он пил, не было крепким вином из Италии; в этом случае, чтобы считаться трезвым, ему следовало пройти три мили; Эр. 64а–б). Пьяному возбранялось вести литургию; молитва пьяного отвратительна (Бр. 31б). Опьяненный несет юридическую ответственность за свои действия, если только он не достиг степени опьянения Лота (Эр. 65а). Лишь в Пурим рекомендуется пить до значительной степени опьянения (Мег. 7б). В целом анализ талмудических текстов позволяет заключить, что в этот период пьянство было редким явлением, что позволило законоучителям относится к нему с долей шутливости. Так, в аггаде, вошедшей впоследствии в мировой фольклор, рассказывается, что Сатана привел к винограднику Ноя овцу, льва, обезьяну и свинью и, зарезав, полил виноградник их кровью. С тех пор человек, выпив один [бокал] вина, становится кротким, как овца, два — уподобляется отважному льву, три — веселится и кривляется, как обезьяна; четыре — валяется в грязи, как свинья. (Танх. Ноах 13; см. также Лев. Р. 12:1). В принципе пьянство не было распространено среди евреев и в более поздний период и потому не рассматривалось законоучителями как серьезный общественный порок.

В новое время многие исследователи проблемы пьянства отмечали сравнительно малую распространенность этого явления среди евреев. Так, в частности, мировая статистика по задержанию в пьяном виде, случаям алкогольного отравления и госпитализации на почве алкоголизма показывает низкий процент евреев. Этот факт объясняется усвоением еврейскими детьми модели поведения, ориентированной на семью и умеренное употребление алкогольных напитков. Вместе с тем, исследования показывают, что еврейская молодежь перенимает принятое в окружающей среде отношение к алкогольным напиткам.

В Израиле потребление алкоголя на душу населения сравнительно невелико, и пьянство не является серьезной общественной проблемой, как во многих западных странах; однако наблюдается устойчивая тенденция к увеличению потребления алкогольных напитков молодежью. В Израиле действует закон, запрещающий продавать крепкие напитки несовершеннолетним в барах и ресторанах. См. также Вино; Спиртные напитки.

Смотрите также

Пелег Франк

Писания

письмо

Притчей Соломоновых книга

Пумбедита