Пурим

ПУРИ́М (פּוּרִים), праздник, согласно библейской книге Эсфири (9:20–32), учрежденный Мордехаем и Эсфирью в память о чудесном избавлении евреев Персии (см. Иран) от гибели, которую им уготовил царский сановник Хаман. Название праздника происходит от слова пур (аккадское пуру – `жребий`), который бросал Хаман, чтобы назначить месяц истребления евреев (Эсф. 3:7). В эпоху Хасмонеев праздник назывался Днем Мордехая (II Макк. 15:36). Согласно книге Эсфири, евреи Персии уничтожали своих врагов 12 и 13 адара, а 14 адара праздновали свою победу и избавление; в царской столице Сузы (Шушан) избиение врагов продолжалось еще один день, а празднование победы состоялось там 15 адара (Эсф. 9:1–2, 13–14, 17–19). 15 адара называется поэтому Шушан Пурим и празднуется в тех городах Эрец-Исраэль, которые в древности (по традиции — при Иехошуа бин Нуне) были, как и Сузы, обнесены стеной (в частности, в Иерусалиме и Тверии); во всех же прочих местах Пурим отмечается 14 адара. В еврейские високосные годы, когда добавляется дополнительный месяц — адар шени (`второй адар`), Пурим празднуется в этом месяце, так как по талмудической традиции (Мег. 6б–7а) именно тогда произошли описываемые события (лишь караимы празднуют Пурим в високосный год в первом адаре); 14 и 15 числа первого адара называются в этом случае Пурим катан (`малый Пурим`), и в этот день возбраняются пост и надгробные речи.

Пурим начинается с окончанием Поста Эсфири (см. Пост; Эсфирь). Пурим — малый праздник, то есть в этот день разрешено работать. Главная часть празднования — публичное чтение книги Эсфири (по свитку). Литургические свитки часто украшают (иногда — иллюстрациями к тексту). Когда читающий произносит имя Хамана, присутствующие поднимают шум, дети крутят трещотки и т. п., выражая таким образом ненависть и презрение к злодею. Пурим — веселый праздник, в который принято пить вино; как сказал вавилонский законоучитель Рава (Мег. 7б), нужно пить до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он проклятия Хаману или благословения Мордехаю (хотя некоторые законоучители возражали против буквального понимания этого предписания). В Пурим принято приносить друг другу свертки со сладостями и сладкой выпечкой (на иврите мишлоах манот, буквально `посылка яств`, на идиш шелахмонес) и давать деньги нуждающимся (Эсф. 9:22). На праздник пекут особые треугольные пирожки со сладкой начинкой (обычно — с маком или вареньем), называемые ушами Хамана (на иврите озней Хаман) или кошельками Хамана (на идиш хоменташен). Пурим — карнавальный праздник, во время которого еще в средние века читались произведения, пародирующие религиозную литературу; наибольшей известностью среди них пользуется «Массехет Пурим» (см. Италия). Во многих общинах существовал обычай назначать «пуримского раввина», который читает «пуримскую Тору» — шуточные переделки священных текстов. Особый жанр этого праздника — пуримшпил (на идиш `пуримское представление`), исполняемый одним или несколькими актерами во время праздничной трапезы. Первоначально такие представления были просты и коротки (текст не превышал несколько сот рифмованных строк), однако уже в начале 18 в. в пуримшпилях начало сказываться влияние европейского театра, и эти представления постепенно превратились в драматические постановки с многочисленными ролями и музыкальным сопровождением и текстом в несколько тысяч рифмованных строк. Пуримшпили разыгрывались в публичных местах, и со зрителей взималась плата. Тем не менее, пуримшпили всегда сохраняли содержательную связь с книгой Эсфирь и разыгрывались только на Пурим. Под влиянием итальянского карнавала вошло в обычай рядиться на Пурим, причем мужчинам разрешено даже переодеваться в женское платье и наоборот (что в обычной ситуации категорически запрещено Галахой). В Израиле в Пурим проводятся карнавальные шествия, наиболее старое и известное из которых — адлояда (буквально `пока не перестанет различать`, см. выше слова Равы).

В каббалистической (см. Каббала) и хасидской (см. Хасидизм) литературе Пурим интерпретируется как праздник дружелюбия и радости, день восхваления Божьих дел. «Жребий» Пурима сравнивается со «жребием» в Иом-Киппур (Лев. 16:8) и рассматривается как еще одно проявление Божественного провидения; согласно традиции, И. Лурия даже утверждал, что Иом-Киппур «подобен Пуриму». Относительно степени историчности описываемых в книге Эсфири событий см. Мордехай, Хаман, Эсфирь.

Пурим местный, или особый, — обычай отмечать дату спасения общины или семьи чтением соответствующих молитв и ритуалом, напоминающим пуримский. Это общинные Пуримы, называемые мо‘эд катан или Пурим катан с добавлениями названия общины или особого события, которое празднуется. Зачастую эти Пуримы предваряются постом, подобным посту Эсфири, а в самый день праздника в синагоге часто читается свиток, содержащий историю данного Пурима; чтение сопровождается благодарственными молитвами в стиле пиюта; устраиваются веселые праздничные трапезы и жертвуют деньги бедным. Местных Пуримов известно более ста (хотя не все они празднуются в наши дни). Можно отметить Пурим в городах Сарагоса (17–18 швата; согласно традиции, начиная с 1380 г., но, возможно, с 15 в.; установлен по поводу спасения евреев от обвинения в неуважении к королю), Алжир (4 хешвана, с 1540 или 1541 г., и 11 таммуза, с 1774 г.), Тверия (4–7 элула, с 1743 г.) и Авиньон (24 таммуза, год неизвестен, и 28 швата, с 1757 г.); см. также Каир, Нарбонн, Падуя. Примером семейного Пурима может служить Пурим Шмуэля ха-Нагида (по поводу его спасения от заговорщиков 1 элула 1039 г.).

Смотрите также

Пастернак Леонид

пиют

Полани Джон Чарлз

Поток Хаим

православие