Пиркей авот

ПИРКЕ́Й АВО́Т (פִּרְקֵי אָבוֹת, или просто Аво́т, אָבוֹת), последний трактат четвертого раздела Мишны — Незикин. Смысл названия трактата не однозначен. Некоторые интерпретируют его как «поучения отцов», понимая под «отцами» великих законоучителей древности (в Библии ав встречается в смысле не только «отец», но также «великий, уважаемый человек»). Менахем бен Шломо Меири в своем введении к трактату Пиркей авот объясняет его название тем, что здесь содержатся авот иесод (буквально `отцы основ`), то есть основоположения всей существующей мудрости. Такое словоупотребление неоднократно встречается в самой Мишне.

Пиркей авот состоит из шести глав, причем конец пятой главы и вся шестая глава, которая называется Киньян Тора («Обретение Торы»), относятся к периоду, когда редакция Мишны была уже завершена. По-видимому, Киньян Тора первоначально была отдельным сочинением и в качестве шестой главы добавлена в Пиркей авот в связи с обычаем (известным с эпохи гаонов) читать трактат в течение шести суббот между праздниками Песах и Шаву‘от. Возникновение этого обычая, возможно, объясняется тем, что Пиркей авот, в котором упор делается на непрерывность традиции Устного закона со времени Моисея, был своего рода полемическим ответом караимам, отвергавшим Устный закон. Во многих общинах стало принято читать и изучать Пиркей авот и в другие субботы, так что трактат стал неотъемлемой частью еврейского религиозного ритуала и включен во все молитвенники (см. Сиддур и Махзор) после субботней Минхи. Пиркей авот — наиболее распространенный трактат Мишны, сохранившийся в сотнях списков и многочисленных рукописных фрагментах различных периодов, что облегчает исследование истории его текста.

Особенность Пиркей авот, во-первых, в том, что, в отличие от других трактатов Мишны, он — чисто аггадический (см. Аггада) и не содержит в себе галахических материалов (см. Галаха). Во-вторых, первые две главы трактата прослеживают непрерывность передачи традиций от откровения на горе Синай вплоть до эпохи таннаев и таким образом обосновывают авторитет Мишны. В-третьих, в нем не просто перечисляются в хронологическом порядке законоучители (начиная с членов Великого собора), сохранившие и передавшие далее эту традицию, но и приводятся их галахические взгляды. Наряду с указанием (в первых двух главах), чьим учеником был данный законоучитель, в трактате приводится его программное высказывание, формулирующее основополагающий принцип или идею, с которой он обратился к своему поколению. В совокупности эти принципы легли в основу фарисейских (см. Фарисеи) и таннайских школ и таким образом стали ядром мировоззрения и этики иудаизма. В известной мере Пиркей авот представляет собой продолжение библейской мудрости литературы (см. также Притчей Соломоновых книга) и Бен-Сиры Премудрости, однако резко отличается от них своим религиозным характером и духовным осмыслением действительности. В Пиркей авот в удивительно лапидарной форме изложены глубочайшие положения иудаизма, например: «Все предопределено, но дан и выбор; суд над лицом благосклонен, но все решается в соответствии с большинством наших поступков» (3:15); «Не будьте словно рабы, работающие на господина ради награды, но будьте словно рабы, служащие господину без корысти, и да будет страх небесный с вами» (1:3). В Пиркей авот широко используются аналогии и метафизические уподобления; большей частью это уподобление изучения Торы и исполнения мицвот работе, изучающих закон — работникам, а Бога — хозяину. Так, «Рабби Тарфон говорит: день короток, работы много, работники ленивы, плата велика, а Хозяин торопит» (2:15). Акива уподобляет посмертное воздаяние за человеческие поступки оплате долгов: «Все дано под залог и над всем живущим распростерта сеть. Лавка открыта, и продавец дает в долг, счета открыты и рука записывает, и всякий, кто пожелает, может взять в долг; но ежедневно приходят взимать долги, и взимают их с ведома ли или без ведома человека, и взимают с полным на то основанием, и суд — суд праведный, и яства на столе» (3:16).

Первые четыре главы Пиркей авот построены по хронологическому принципу, следуя порядку поколений законоучителей. В Пиркей авот приводятся высказывания 63 мудрецов Мишны — больше, чем в каком-либо другом мишнаитском трактате, первая глава рассматривает непрерывную передачу Устного закона от Моисея до Хиллела и Шаммая, то есть до начала эпохи Второго храма. В конце первой и в начале второй главы вводится группа мишнайот, содержащих высказывания несиим (см. Наси), потомков Хиллела — вплоть до рабби Иехуды ха-Наси (1:18–2:7). С середины второй главы хронологический подход восстанавливается — здесь говорится о рабби Иоханане бен Заккае и его учениках, которые принадлежат к первому и второму поколениям мишнаитского периода (1–2 вв. н. э.). Десять первых мишнайот третьей главы принадлежат законоучителям, в своем большинстве действовавшим в конце эпохи Второго храма, однако в продолжении этой главы и вплоть до конца четвертой главы вновь устанавливается хронологический подход — вплоть до учеников Иехуды ха-Наси и конца периода Мишны. Пятая глава содержит анонимные изречения, сгруппированные по упоминаемым в них числам (десять, семь, четыре), например, «Семь качеств у неуча и семь — у ученого...» (5:7). Шестая глава — Киньян Тора (см. выше) — представляет собой барайту, содержащую высказывания, в которых восхваляется Тора и законоучители.

Почему трактат Пиркей авот был включен в раздел Незикин, где обсуждаются вопросы, связанные с процедурой судопроизводства, неясно. Некоторые исследователи допускают, что трактат служит своего рода введением к Мишне, однако его местоположение не дает оснований для такого утверждения. Согласно взгляду Маймонида, цель Пиркей авот — наставление судей в морали, чтобы они вершили праведный и справедливый суд. В пользу такой точки зрения говорят некоторые мишнайот Пиркей авот (1:1,8; 3:8 и другие).

К Пиркей авот нет Гемары, но Тосефтой к нему можно считать Авот де-рабби Натан (подлинный составитель неизвестен). Наиболее значительные комментарии к Пиркей авот — Махзор Витри (см. Махзор) и комментарий Маймонида.

Смотрите также

Парагвай

Погребище

Познанские

Порат Орна

Пэн Иехуда