печати

ПЕЧА́ТИ. Коллекционирование и изучение печатей — предмет специальной научной дисциплины сфрагистики. Печати — ценный материал для археологии, истории искусств, изучения религии и мифологии, правовых и социальных отношений в обществе; нередко еврейские печати помогают датировать археологические находки, решать вопросы палеографии и ономастики (см. Имена). Печати появились в глубокой древности и использовались для идентификации собственности и предотвращения краж; с их помощью маркировали глиняные пробки на сосудах с маслом или вином; их оттиски ставили на лоскутки ткани, привязывавшиеся к упакованным товарам. Со временем печати приобрели и магическое значение. С появлением письменности при первых династиях Месопотамии печати стали штамповать на глиняных табличках с надписями. В Египте печати использовались для маркировки папирусных свитков. В различных регионах, включая *Эрец-Исраэль древнеханаанского периода, на глиняную посуду печати ставили перед обжигом. Матрицы (геммы-инталии) обычно вырезались из полудрагоценных камней: яшмы, оникса, аметиста или сердолика. Рельеф мог нарезаться инструментами типа дрели, простого бурава или резца.

В древнейший период на Ближнем Востоке были распространены три вида печатей: цилиндрические; печати-скарабеи и скарабеевидные; конические. Цилиндрические печати с нарезами по длине цилиндра (3–5 см высоты) возникли в Месопотамии эпохи шумеров и затем распространились в других странах региона, в том числе в Древнем Египте; на них гравировались символы богослужения, мифологические и охотничьи сцены; на некоторых были клинописные надписи. Такие матрицы для получения оттиска прокатывали по сырой глине. На территории Эрец-Исраэль найдены глиняные сосуды с оттисками цилиндрических печатей, относящиеся к 3–2 тысячелетию до н. э. Вероятно, часть печатей была завезена из Месопотамии, но большинство сделано на месте или в соседней Сирии. Различают цилиндрические печати, изготовленные в митаннийском, сиро-ханаанском и смешанном стилях. Часть печатей вырезана на красном камне гематите.

Печати-скарабеи размером приблизительно 18 × 22 мм имеют овальную форму; изготовлялись главным образом из аметиста или из искусственного материала, близкого по составу к фаянсу. Эти печати были двусторонними; на лицевой стороне было изображение священного символа Древнего Египта — жука-скарабея, на тыльной — иероглифами обозначалось имя царя, чиновника или частного лица, титулы, затем следовали благословение и (или) заклинание. Нередко на тыльной стороне изображались фигуры людей, животных и птиц, а также растительный и геометрический орнамент. Небольшая часть найденных в Эрец-Исраэль печатей-скарабеев изготовлена не в Египте, а на месте или в других странах ближневосточного региона, но под несомненным влиянием египетских печатей. Необычайно крупные печати-скарабеи, найденные здесь, были изготовлены в Египте, по всей вероятности, в гиксосский период (18–17 вв. до н. э.). Начиная с этого времени, надписи на печатях копируются, и имена царей — особенно Тутмоса III и Рамсеса II — гравируются через много лет и даже веков после их правления. Вероятно, многие из этих печатей, перестав играть функциональную роль, использовались как украшения.

Позднее широкое распространение получают скарабеевидные печати; они подобны печатям-скарабеям, но на них нет прорисовки очертания жука на лицевой стороне. Чаще всего эти печати использовались для идентификации собственности, что широко практиковалось в Эрец-Исраэль, Финикии и Сирии в 9–5 вв. до н. э. Главный элемент печати — надпись финикийско-еврейским шрифтом на иврите, финикийском или арамейском языке; в сфрагистике эти печати с надписями обычно называют «еврейскими печатями» независимо от языка надписи и места, где они найдены. Часто надписи сопровождаются декором в «среднефиникийском» стиле с мифологическими персонажами, изображениями животных и растений и геометрическим орнаментом. Возможно, со временем мифологические фигуры утратили религиозный смысл и стали общим на Ближнем Востоке декоративным мотивом. Среди изображений на печатях встречаются человеческие фигуры, химеры типа грифона или сфинкса, крылатых змеев (драконов), а также крылатое солнце и т. п. В Эрец-Исраэль археологами найдено громадное количество таких печатей, значительная их часть местного изготовления, хотя немало ввезено из соседних стран. Месопотамское влияние заметно в вислой печати (булла) 6 в. до н. э. (в Музее Эрец-Исраэль в Тель-Авиве). На ней изображены два человека в ассирийских одеждах, один из них держит в руке лук и стрелы; в овальной рамке еврейско-финикийская надпись сар ха-‘ир, то есть `градоначальник`. Имя собственное в надписи (как правило, не декорированной) сопровождалось обычно именем отца, вводимым обычно словом бен (`сын`): «Ремальяху, бен Нерияху» и т. п. Встречаются и женские печати: «Авигайль, жена Асаяху», «Алия, служанка Ханан’эля» и др. На большинстве личных печатей имя дополнялось указанием общественного положения или должности и иногда именем царя: «Шема, слуга Иоров‘ама» (то есть царя Иоров‘ама II), «Яазаньяху, слуга царя», «Геальяху, сын царя», «Гдальяху, дворцовый слуга» и т. д. Имена, встречающиеся на печатях, расширяют представление о круге еврейских имен, не упомянутых в Библии. Например, Яазаньяху (см. выше), Онияху. Об использовании печатей и важном их значении говорится в библейских книгах. Письма и документы полагалось запечатывать (I Ц. 21:8; Ис. 29:11); Печати ставились и на глиняных табличках или глиняной посуде (ср. Иов 38:14). «Перстень царя» был печатью, символизировавшей царскую власть (Эсф. 8:2,8). Упоминаются печать и шнур, которые Тамар потребовала у Иехуды в залог (Быт. 38:18, 25).

В вавилонский и персидский периоды (7–4 вв. до н. э.) повсеместно, в том числе в Эрец-Исраэль, стали употребляться конические печати с круглым или восьмигранным, иногда выпуклым основанием, изготовленные обычно из светлого халцедона. Их родина — Месопотамия; в изображении обязательны ритуальные мотивы; позднее на поверхности рукоятки появляются декоративные рисунки.

При раскопках в Эрец-Исраэль было найдено множество сосудов 11–6 вв. до н. э. с оттисками печатей. На некоторых — имена царских чиновников, например: «Эльяким, слуга Иохина» (см. Иехояхин). Интерес представляют кувшины, на ручках которых оттиснуто слово «царю» и название одного из городов: Хеврон, Сохо, Зиф и Мамшит. Предполагается, что такими печатями маркировался царский налог. По другой версии — кувшины являлись эталонами объема. В эллинистическую, а затем персидскую эпоху кувшины с вином или маслом для налога запечатывались официальной печатью с надписью «Иудея», «Иерусалим» или «Моца» (кувшины с надписью «Иехуд» — `Иудея` — сопровождались иногда личным именем и арамейским словом «пехара» — `гончар`). Найдены две печати периода Второго храма; это глиняные плакетки примерно 3 и 5 см в диаметре. Надписи выполнены квадратным еврейским шрифтом; на одной — название города Гезер, а на второй — сорт вина тамад и имя виноторговца Хошеа, выгравированное между линиями свастики. Вероятно, эти печати служили для маркировки кувшинов.

В талмудическую эпоху наряду с древним ивритским словом хотам или хотемет — `печать` употребляли арамейское (из персидского языка) слово гушпанка и греческое сфрагис, а рядом с ивритским табба‘ат (`перстень`) — арамейские изка и изкета. Печати изготовлялись не только из поделочных камней, но и из сандалового дерева и металла (Кел. 13:6; о чугунных печатях упоминается в Бр. 6а). На печати вырезались эмблемы и фигуры, но не изображения людей, хотя Галаха делает различие между изображениями объемными и плоскостными (Тосеф., Ав. Зар. 5:2). Есть упоминание о печатях известных законоучителей (Гит. Зба). Евреям запрещалось употреблять печати с изображением «идолов» (ТИ., Гит. 4:4, 44а); в это время печати порой использовались и в магии (Бр. 6а; Шаб. 66б; Гит. 68а). Основное назначение печати — заверять документы, хотя при отсутствии печати достаточно было подписи. Печати на кувшинах гарантировали ритуальную чистоту содержимого (Ав. Зар. 31а); как и раньше, одни печати служили для маркировки собственности (Тосеф., Ав. Зар. 5:1), другие использовались для писем (Шаб. 8:5). Мужчина имел право выходить из дома с перстнем-печатью на пальце, женщине это было запрещено (Шаб. 6:1, 3). В принципе женщине не подобало носить печать даже в виде украшения и в доме, но иногда это допускалось (там же, 62а). Печати носили также на шее или прикрепляли к одежде (Шаб. 58а; Тосеф., Шаб. 5:8).

При раскопках найдена маленькая (около 12 мм в диаметре) булла с изображением финиковой пальмы и надписью «Иехонатан мелех» (`царь Иехонатан` — еврейское имя Александра Янная). Иногда личная печать содержала лишь какой-либо знак, символизировавший имя владельца (например, изображение маген-Давида), или одну из букв имени (например, на печати человека по имени Хоша‘я הושעיה изображена буква ע).

В музее Альбертинум (Дрезден) представлены две печати, датируемые 2–3 вв. н. э. Одна из них — аметистовая с изображением меноры, вторая — из сердолика, на ней также изображена менора, но между двумя колоннами. Подобная менора воспроизведена и на бронзовом кольце из коллекции И. Эйнхорна (Музей Эрец-Исраэль в Тель-Авиве).

Средние века. После арабского завоевания Вавилонии в 7 в. халиф Омар ибн ал-Хаттаб запретил пользоваться печатями всем иноверцам, в том числе и евреям, кроме эксилархов (начиная с Бустеная бен Ханиная), на печатях которых должна была изображаться муха или шмель. Эта привилегия предоставлялась впоследствии и гаонам. Один из них, Хай бен Шрира, владел печатью с изображением льва, что, вероятно, указывало на его происхождение из рода Давида. Неустойчивая политическая ситуация в халифате отражалась на положении еврейской общины; известно, что в 12 в., когда династия Аббасидов вернулась к власти, в Багдаде специальным указом было восстановлено право еврейского эксиларха на личную печать.

В Хазарии, часть населения которой приняла в конце 8 в. иудаизм, существовала давняя традиция употребления родовых знаков — тамг (такие знаки обнаружены на надгробных камнях в Фанагории; на лицевой стороне камней высечены еврейские ритуальные символы: менора, жезл Аарона, шофар, лулав и др.). Тамга, как и у других тюркских народов, видимо, служила и клеймом — своеобразной печатью, которой отмечался принадлежавший семье скот.

Продукты питания (мясо, хлеб, сыр), прошедшие проверку на ритуальную пригодность (см. Кашрут), упаковывали и наносили специальные печати перед отправкой на рынок или непосредственно потребителю. Большинство дошедших до нас этого рода печатей восточного происхождения (например, печати из Берлинского государственного музея, фонд Синагога Реклинсхаузен, №А:32 – из Египта фатимидского периода). Но некоторые печати, удостоверяющие кашрут мяса, изготовлены в Европе (например, печати с надписью «кашер» из коллекции С. Рота). В Испании найдена печать, подтверждавшая ритуальную пригодность маццы.

В Европе на использовавшихся евреями печатях заимствовалось изображение оружия и других геральдических символов с гербов королей и аристократов, духовенства и монастырей, городов и гильдий; позднее эти символы переняли и бюргеры. Еврейские торговцы и финансисты имели печати для идентификации документа, ставшие в 13 в. (обычно вислые печати) обязательными на документе. Печати были не только у частных лиц, но и у общин (например, общин Аугсбурга, Кельна, Майнца, Регенсбурга, Ульма), что вызвало критику некоторых раввинов, усмотревших в этом подражание чуждым обычаям. Другие, напротив, защищали использование печатей (например Барух бен Ицхак из Регенсбурга, 2-я половина 12 в.; Моше бен Я‘аков из Куси); часть из них сами пользовались печатями, как тосафист Шимшон бен Шимшон из Куси (конец 12 в. – начало 13 в.), Исраэль Иссерлейн и Я‘аков Мелин (Махарил, 14 в.), на печати которого был изображен лев. Меир бен Барух из Ротенбурга даже разрешил ношение перстня с печатью в субботу. В 1906 г. в Бреслау (Вроцлав) было найдено золотое кольцо некоего Аббы бен Абба с украшениями в готическом стиле, печатью и надписью «Это не подражание аморейской [то есть нееврейской] практике».

Иногда власти регламентировали право использования печатей евреями. Если французский король Филипп II постановил в 1206 г., что на всех долговых расписках должна проставляться специальная еврейская печать (впрочем, вместе с поручительством двух городских нотаблей), то его сын Людовик VIII вообще запретил еврейские печати. В Наварре евреи были обязаны запечатывать свои документы королевскими печатями. В Португалии еврейские печати употреблялись с 12 в.; в 15 в. королевский верховный судья евреев (арраби мор) и семь королевских судей (раби менор) в провинциях имели собственные печати, утвержденные специальным королевским указом. Позднее, в том же столетии, арраби мор получил привилегию пользоваться королевской печатью. Известна печать раввина Тодроса бен Иосефа ха-Леви Абул‘афия, главы еврейской общины Кастилии (13 в.). В Акко обнаружена медная личная печать Нахманида, привезенная им из Жероны.

В Центральной Европе самое раннее упоминание о еврейских печатях относится к Австрии (1257); печать банкира из Регенсбурга помечена 1297 г. Известен указ австрийского герцога Вильгельма (14 в.), разрешающий деятельность еврейского судьи в городе Пресбург (ныне Братислава, Словакия), решения которого вносятся в «Еврейскую книгу» (юденбух) и заверяются печатью христианина и еврея. Среди взимавшихся с евреев налогов был и «налог на печать». Долговые расписки, полученные Еврейским казначейством в Лондоне (13 в.), заверены печатью. Две еврейские печати 14 в. из Испании хранятся в Британском музее; одна из них принадлежит севильской общине, другая — Тодросу бен Шмуэлю ха-Леви. Еврейский сигиллификус (на латинском языке — `резчик печатей`) упоминается в Дижоне (Франция) около 1363 г.

Еврейские печати отличаются от современных им христианских наличием надписи на иврите и отсутствием изображения человеческих фигур. Надпись на иврите, сделанная без ошибок, — свидетельство того, что печать изготовлена еврейским мастером, однако немало еврейских печатей вырезались неевреями (например, печать 1391 г. с изображением петуха, принадлежавшая Петеру бен Моше из Регенсбурга).

Ренессанс и новое время. Некоторые еврейские печати имеют кроме еврейской также надпись по-латыни или на языке страны. Обычно еврейская надпись помещалась на лицевой стороне (аверсе) вислой печати, а на оборотной (реверс) — на другом языке; такова печать польского финансиста 16 в. Ш. Валя. Эмблемы обычно изображали животных, цветы, чаши, шляпы («еврейские шляпы»), полумесяц, звезды: на печати общины Аугсбурга — императорский двуглавый орел, а над ним — еврейская шляпа; на печати общины Регенсбурга — полумесяц со звездой. Иногда изображение символизировало имя или положение владельца (в том числе происхождение из рода Давида): так, лев олицетворял имя Иехуда, медведь — Иссахар, голова быка — Иосеф (как на печати Иосефа бен Гершона из Россхейма), олень — Хирш (как на печати Хирша Вертхеймера из Падуи, 16 в.), куст роз — на печати семьи Розанес из Гамбурга, ветвь с шипами — на печати семьи Спинозы (эспиноса по-испански `колючка`). На печатях кохенов изображались благословляющие ладони (см. Биркат-коханим), на печатях левитов (см. Леви) — кувшин или кувшин с льющейся водой. Печать каббалиста Шломо Молхо включала изображение двух гор (место, где, по словам Молхо, ему открылось Божественное повеление). На печати Саббатая Цви изображалась змея (נחש — нахаш, числовое значение букв этого слова то же, что и у слова משיח — Мессия, см. Гематрия). На печати врача Давида Порталеоне (16 в.; коллекция Эйнхорна) изображен лев, что содержит намек на его фамилию. На рукоятке этой печати изображена сцена принесения в жертву Исаака (см. Акеда). Некоторые евреи Франкфурта-на-Майне и Вормса использовали в семейных печатях обозначения своих фирм, например, три «еврейские шляпы», скрепленные в одной точке, означали совместное предприятие трех братьев. Изображения на некоторых печатях символизировали занятия владельцев, например, якорь на печати купца. Нередко печать отражала полученную от правителя привилегию — треугольный щит, пентаграмма или маген-Давид (например, на печати Якоба бен Натаниэля-Даниэля, казначея архиепископа в город Трир). Чтобы не посягать на привилегии «рожденных для щита и шлема» (то есть дворян), на еврейских печатях изображался только щит. Имя владельца вырезалось по краю печати (круглой, эллипсоидной или квадратной).

На печатях руководителей еврейских общин Венгрии конца 15 в. изображены фигуры людей, животных и еврейские монограммы в стиле Ренессанса. Обнаружены печати евреев Польши 16 в.; чаще всего на них вырезано только имя и нет декора. На печати немецких и австрийских евреев 16–17 вв. часто используются знаки зодиака; в этом специалисты видят влияние не столько астрологии, сколько модных в то время аллегорических украшений в стиле барокко.

Община Праги по эдикту Фердинанда II имела квадратную печать с изображением маген-Давида внутри так называемой «шведской шляпы», латинской надписью «Старая печать пражской еврейской общины» и словом מגיזדרד (`магистрат`) по углам. Считалось, что цехи еврейских мясников и брадобреев в Праге имели отдельные печати с давних пор (но не ранее 17 в.). Маген-Давид изображался также на печатях общин Вены (1655), Фюрта и Кремзира (1690). На печати общины Хальберштадта выгравировано изображение медведя с оливковой ветвью над Ковчегом завета и надписью по-немецки «Добрая надежда»; на печати Офена также изображен Ковчег. С середины 18 в. официальную печать имел главный раввин Швабии в Пферзее. Несколько позже (1817) печати получили сефардские и ашкеназские конгрегации Амстердама, а также сефардская конгрегация Гамбурга. Синедрион французский 1807 г. имел печать с императорским орлом и двумя скрижалями завета; на печати консистории Вестфалии вырезан государственный герб, как и на печати школы Филантропии во Франкфурте-на-Майне. Инициалы М. Мендельсона вырезаны на его печати по-еврейски и по-немецки. Еврейская печать европейской работы предположительно 17–18 вв. (личная печать некоего Симхи бен Иосефа) была подарена А. С. Пушкину графиней Е. К. Воронцовой и до 1917 г. хранилась в музее Александровского лицея.

Первая печать на книге относится к 15 в. Печать на типографских книгах (обычно на экземплярах, принадлежавших авторам) должны были защитить книги от кражи или подделки.

В Израиле нового времени одна из крупнейших коллекций печатей принадлежит Израильскому музею (так называемая коллекция Генриха Фейхтвангера). Большая часть этих печатей — печати учреждений и личные, а также печати кашрута — относится к 19–20 вв. В надписях используется еврейская, арабская, латинская графика и кириллица. Иногда встречаются даты. На многих печатях вырезаны виды святых городов Иерусалима, Хеврона, Цфата или отдельные святые места: Западная стена, синагога «Хурва» (см. Иерусалим. Исторический обзор. Османский период 1517–1917 гг.), пещера Махпела. Встречаются изображения животных, деревьев, благословляющих ладоней и т. д. В коллекции — печати ишува времен первой и второй алии, например, первая печать поселения Иесуд ха-Ма‘ала (1883) и печать хабадской (см. Хабад) общины Хеврона конца 19 в. – начала 20 в. Коллекция Х. Фойхтвангера содержит также серию печатей 18–19 вв. из Германии, Австро-Венгрии, Восточной Европы, Италии, Турции и Йемена — большей частью печати общин и раввинов, а также печати, удостоверяющие кашрут. На одной из них, относящейся к 18–19 вв., изображены весы (возможно, аптекарские) и вырезана надпись на иврите: «Я‘аков Бумаго младший, сын рабби Ицхака-Ице из Тарнува» (Польша). На печати из России 19–20 вв. — еврейская надпись «Иехуда, сын почтенного Ахарона, праведного кохена» и русские инициалы «Ю. А. Л.». Особый интерес представляет печать 18 в. из Лиссы (Пруссия; ныне Лешно, Польша) с рукояткой, покрытой искусной резьбой. В коллекции — личные печати с именами Новруз Исмаилов и Али Ильясов и надписями, выполненными еврейскими, арабскими буквами и кириллицей.

Смотрите также

пара адумма

Пасманик Даниил

первенец

Печерский Александр

Пятецкий-Шапиро Элияху