Перек Жорж

ПЕРЕ́К Жорж (Perec, Georges; Перец; 1936, Париж, – 1982, Иври, пригород Парижа), французский писатель. Родственник И. Л. Переца. Перек родился в семье еврея-ремесленника, эмигрировавшего из Польши во Францию в 1921 г. В начале Второй мировой войны отец Перека пошел добровольцем в Иностранный легион и вскоре был убит (1940). Мать погибла в Освенциме. В шестилетнем возрасте Перек был отправлен организацией Красный Крест на юг Франции (в район Веркор), где его прятали в католической школе. После войны жил в Париже в семье сестры отца. Поступив на исторический факультет Сорбонны (1954), он вскоре бросил занятия и лишь с 1963 г. некоторое время посещал лекции и семинары по философии, социологии и психологии. Много лет работал в Национальном научно-исследовательском центре, где занимался подбором и обработкой документации.

Первые романы («Покушение в Сараево», «Кондотьер»), написанные в основном во время прохождения военной службы (1958–59), не были опубликованы. Работа над проектом журнала марксистского толка «Генеральная линия» (1959–63, так и не вышел в свет) в значительной мере способствовала формированию взглядов Перека на литературу. С 1960 г. он начал писать критические статьи для журналов «Летр нувель», «НРФ» и др. Первый опубликованный роман Перека «Вещи» с подзаголовком «Рассказ о шестидесятых годах» (1965; литературная премия Ренодо) многократно переиздавался, в том числе в Советском Союзе (М., 1969, комментированное издание на французском языке), а также был переведен на многие языки (русский перевод — 1967 г.). Другие получившие известность литературные произведения Перека: «Человек, который спит» (1967), «Исчезновение» (1969), «Темная лавка» (1973), «W, или Воспоминание детства» (1975), «Я помню» (1978), «Жизнь — способ употребления» (1978, премия Медичи; книга принесла Переку международную известность), «Кабинет любителя» (1979), «Рассказы об Эллис Айланд» (в соавторстве с Р. Бовер, 1980), «Я родился» (1980). Перек писал также для театра, кино, радио и телевидения, участвовал как консультант в съемках фильмов, поставленных по его произведениям (например, «Человек, который спит», 1974).

Он активно сотрудничал с основанной в 1960 г. литературной группой Улипо (Мастерская потенциальной литературы), в которую входили литераторы и математики из разных стран, занимавшиеся, в частности, вопросами возможной взаимосвязи между математикой и поэзией. Эта совместная работа оказала большое влияние на творчество писателя. Перек — писатель-новатор; он прибегал к формальным и отчасти математическим приемам, вводил в свою прозу ограничения, как например, отказ от употребления тех или иных букв, принцип зеркальности, повествование по заранее составленным схемам и формулам и т. п. В своих произведениях Перек проявлял огромный интерес к вещам как выражению прошлого и проявлению личности их владельцев. Таинственные, трагические и очень эмоциональные (вопреки формальным ухищрениям) книги Перека содержат немало автобиографических элементов. В них преобладают темы памяти детства, одиночества, утрат, пустоты.

Еврейская тема, особенно Катастрофа, занимает в творчестве Перека важное место, хотя прямо о ней почти не упоминается. Как сторонник ассимиляции евреев Перек долгие годы считал свое еврейство навязанным извне, и лишь память о погибших родителях и интерес к собственному прошлому, к своим предкам привели его к изучению истории восточноевропейского еврейства. К Государству Израиль Перек относился отрицательно.

Анализу творческого наследия Перека посвящены многочисленные исследования на разных языках. С 1984 г. при участии Парижского университета выходили сборники «Кайе Жорж Перек», а с 1993 г. — «перековедческий» журнал «Ле Кабине д’аматер». В 1984 г. именем Перека назван астероид 2817.

Смотрите также

Перлов Давид

Пешков Зиновий

Пинкус Биньямин

Погребище

Притчей Соломоновых книга